юлия горященко
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «ЦРР – детский сад №116 г. Орска «Ералашка»
Тема:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Разработал : воспитатель 2-ой младшей группы
Горященко Ю. В.
25. 03. 2016.
Г. Орск, 2016
Сведения об авторе.
Автор: Горященко Юлия Викторовна, воспитатель ДОУ № 116 г. Орска, без категории, тел. : 892282228791.
Тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь является важнейшим средством человеческого общения. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой нарушения звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Учитывая это, большое внимание уделяю развитию и коррекции речи младших дошкольников. Общеизвестно, что пальчиковые игры и упражнения положительно влияют на развитие речи дошкольников. По мнению учёной, доктора наук М. М. Кольцовой: «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Поэтому приоритетным направлением в воспитательно-образовательной работе с детьми выбрала : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».
Условия формирования опыта.
Я изучила много интернет-ресурсов и источников литературы.
• Аксенова М. Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание; М. : «Просвещение», 1990. № 8
• Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика; М. : ООО «Издательство «Эксмо», 2003.
• Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,1997.
• Синицына Е. И. Умные пальчики. М. : «Лист», 1998.
• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика; М. : ООО «Издательство Астрель», 2002.
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения; М. : «Просвещение», 1989
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.
• Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста; М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Теоретическая база опыта.
Речь - это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.
Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
В развитии речи ведущее место занимают пальчиковые игры. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей.
Дошкольниками широко используются пальчиковые игры, которые помогают активизировать речевое развитие и развитие звуковой стороны речи. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное то, что в игру включаются малоактивные дети.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
1) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
2) Формируются навыки вербального и/или невербального общения.
3) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
4) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
5) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
6) Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
7) Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.
8) В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным. 6
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению игр:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две - три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи. 7
В качестве наглядных пособий применяются натуральные предметы: посуда, орудия труда, растения, музыкальные инструменты, а также изобразительные пособия: картинки, фотографии с изображением птиц, животных, явления природы предметов и т. д.
Занятия и игры проводятся систематически. Интерес детей обусловлен не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительно эмоциональной атмосферой.
В целом игры с пальчиками проводятся не навязчиво, чтобы дети не уставали, каждый раз разучивая одну новую игру, повторяются игры выученные ранее.
Текст каждой игры произносится максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняются синхронно с текстом или в паузах.
Актуальность и перспективность опыта.
Тема «Развитие речи детей посредством пальчиковых игр» мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Новизна опыта :
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
1) Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей.
2) Появление новых частных методик.
3) Рост объёма знаний.
4) Формирование у детей правильной речи.
Адресность опыта.
Свой опыт рекомендую использовать педагогам, работающим во второй младшей группе с 3-4летними детьми.
Технология опыта.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
В своей практике я использую такие формы работы по развитию речи детей посредством пальчиковых игр.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Применяю такие виды пальчиковых игр :
Игры с пальчиками.
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
Пальчиковые игры со скороговорками.
Пальчиковые игры со стихами.
Физкультминутки.
Примеры пальчиковых игр, используемых мной:
№ Пальчиковая гимнастика Методические указания
1 Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький!
То-то пригоженький!
Ходит бочком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком. Хлопают в ладоши. Поглаживают себя по голове. Поглаживают кисти правой руки.
Поглаживают кисти левой руки.
Ребром ведущей руки ведут по столу.
Показывают указательные пальцы обеих рук.
Ставят кулачок на кулачок и на нос.
2 Стучит бренчит по улице –
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке –
По кривой дорожке. Стучат кулачком о кулачок. Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок. Локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони.
Ребром ладони изображают движение по кривой по столу.
3 Мои пальчики расскажут,
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков. Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами. Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом. Показывают растопыренные пальцы.
Хлопают в ладоши.
Здесь и далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук.
4 На базаре
Спозаранок
Накупил
Баран
Баранок.
Для барашков,
Для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки
И один калач купил.
Про себя не позабыл,
А для женушки –
Подсолнушки! Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь.
Кулак.
Ребро.
Пальцы левой руки «играют».
Пальцы правой руки «играют».
Показывают 10 пальцев.
Показывают соответствующее количество пальцев.
Отрицательное движение головой.
Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу.
5 «Пирог»
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу. Ребенок сжимает и разжимает пальчики. Ребенок выполняет круговые движения ладошками.
Ребенок водит ладошками по плоскости стола.
Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.
6 «Пирожки»
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты. Ребенок имитирует лепку пирожков.
Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.
7 «Идем в гости»
К (имя ребенка) гости прибежали,
Все друг дружке руки жали.
Здравствуй, Жора!
Здравствуй, Жанна!
Рад, Сережа!
Рад, Снежана!
Не хотите ль пирожок?
Может, коржик?
Иль рожок?
Вот драже вам на дорожку,
Все берите понемножку!
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки. Пальчики ребенка «бегут» по столу. Ребенок делает несколько рукопожатий.
Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко.
Ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев.
Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальцев.
Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальцев и мизинчиков.
Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка.
Ребенок показывает раскрытые ладони.
Ребенок сжимает ладошки в кулачки.
Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по ним, изображая сыплющееся драже.
Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже.
Ребенок энергично трясет кистями рук.
Ребенок хлопает в ладоши.
8 «Большая стирка»С мамой мы белье стирали,В речке вместе полоскали.
Выжали, повесили –
То-то стало весело! Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.
Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
9 «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох.
Петрушку
И свеклу.
Ох. Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.
Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши.
10 «На елке»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарочки принес.
Дал огромные пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин. Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.
11 «Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают. Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана. Ребенок медленно раскрывает пальцы.
Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».
12 «Утро раннее настало»
Утро раннее настало,
Солнце из-за леса встало.
- Эй, братец Федя,
Буди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- Вставай и ты, крошка – Мирошка!
- Доброе утро, Ладошка!
Все проснулись и потянулись. Ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками.
Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.
Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки.
Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки.
Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки.
Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки.
Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки.
Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке.
Ребенок поднимает руки и тянется вверх.
13 «Шарик и подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели, нет игрушки,
Сели и заплакали… Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками. В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара. Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.
14 «Оладушки»
Ладушки, ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детишкам раздавала.
Маше – два,
И Саше – два,
Ванне – два,
И Тане – два.
Всем детишкам раздала. Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки.
Ребенок вытягивает перед собой обе руки.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.
Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.
Ребенок вытягивает руки вперед и в стороны и слегка кланяется.
15 «Стенка, стенка, потолок»
Стенка.
Стенка.
Потолок.
Два окошка.
Дверь.
Звонок: «Дзи-и-инь!» Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки. Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки.
Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба.
Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.
Ребенок указательным пальцем указывает на рот.
Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.
16 «В гостях у гномиков» Гномы гостей приглашали.
Гномы гостей угощали.
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могу взять даже ложки! Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках. Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди.
Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем.
Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика.
Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев.
Ребенок плотно соединяет ладошки.
17 «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь –
А червячков уж нет! Ладони ребенка лежат на коленях или столе. Ребенок медленно сгибает пальцы, подтягивает ладонь, имитируя движения ползущей гусеницы или червячка.
Ребенок «идет» по столу средним и указательным пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.
Ребенок складывает пальцы щепоткой и качает ими вверх-вниз.
Ребенок раскрывает ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Ребенок разводит руки в стороны.
Ребенок сжимает кулачки и прижимает их к груди.
18 «Бычок» Ребенок приставляет кулачки к голове, выставив указательные пальцы, словно рога бычка. «Бычок» должен бодать воображаемую стенку. В тот момент, когда он касается этой стены, нужно раскрыть кулачки.
19 «Человечек на прогулке»
Шел человечек по улице.
Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке.
А потом и на левой ножке решил попрыгать.
Вот такой веселый человечек! Человечек «идет» на двух пальчиках : среднем и указательном. Указательный палец загнуть и стучать по столу средним.
Стучать указательным пальцем.
20 «Наша прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор вышли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика. Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.
Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.
Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.
Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.
Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.
В процессе своей работы благодаря пальчиковым играм я добилась таких результатов:
1. Усовершенствована предметно-развивающая среда.
2. Разнообразие пособий вызвали детей интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности.
3. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость
4. Улучшились психические процессы (внимание, мышление, память) ;
5. Разучили с детьми много новых пальчиковых игр.
6. Наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.