Нина Привалова
Памятка для родителей «Диалогическое общение старших дошкольников со взрослыми и сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика речевого общения детей
В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной. Диалогическое общение со взрослыми и сверстниками приобретает преимущественно речевой характер, хотя невербальные средства также используются, дети могут строить развернутый текст- описание, повествование, рассуждение. Совершенствуется грамматическое и фонетическое построение речи. Развивается элементарное осознание языковой действительности.
Публикация «Памятка для родителей „Диалогическое общение старших дошкольников со взрослыми и сверстниками“» размещена в разделах
Речевая активность детей зависит не только от взрослого, но и от опыта диалогического общения со сверстниками.
Диалогическому общению со сверстниками надо учить. Один из возможных путей такого обучения – организация парного взаимодействия детей в дидактических играх.
Методы и приемы обучения диалогу со сверстниками
Общепринятыми методами обучения диалогической речи считается беседа и разговор взрослого с детьми. Разговор - непроизвольное, неподготовленное общение. Беседа – более организованный коллективный разговор на заданную тему. Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачиваться по ходу занятия, например, при рассматривании картин, при пересказе. Особый вид беседы – обобщающая, в процессе которой уточняются знания детей, полученные ранее.
Необходимо широко применять такой метод, как совместное сочинение рассказов, сказок, а также высказывания из личного опыта как развернутые реплики в диалоге. Для такой «диалогической» организации обучения рассказыванию можно использовать все функциональные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, все виды рассказывания (устный рассказ, игры-драматизации, инсценировки и т. д.).
Относительно новым для методики развития диалогической речи является метод организации деятельности кооперативного типа. Ведущим видом совместной деятельности детей является игра. В совместных играх детей речь выполняет две основные функции: одна из них – средство согласования действий партнеров по ходу игры, другая – средство обозначения игровых действий и предметов в самой игре, средство разыгрывания ролевых действий, средство разыгрывания ролевых диалогов.
Литература:
1. Пазухина И. А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2004.-№3(18).
2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). –СПб. : Детство – Пресс, 2000.