Елена Кустовская
Опыт работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 5 до 7 лет)
составлена на основе образовательной программы «Приключение кота Белобока или экономика для малышей»
Н. Г. Бирина (2015 г)
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Рабочая программа по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка»спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемые в МДОУ общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и образовательной программы «Приключение кота Белобока или экономика для малышей»Н. Г. Бириной.
Рабочая программа по экономическому воспитанию (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание– сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы по экономическому воспитанию.
Цель- показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности, получение детьми первичного опыта участия в элементарных экономических отношениях, приобщению их к миру экономической действительности.
Задачи:
- формирование у детей первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
-воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- расширять представления об экономики (деньги, их истории, значении для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность)
- сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о потребностях человека на основе экономических понятий : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
- развивать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг.
- сформировать представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена» (заработная плата).
- создать условия для решения практических задач самими детьми на основе принципа интеграции видов детской деятельности,
1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы
Работа по реализации программы составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) :
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание работы по экономическому воспитанию, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной, чтения).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон-фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа-нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять до-статочно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы по экономическому воспитанию.
Старшая группа.
1. Знает о многообразии потребностей человека.
2. Сформировано представление об ограниченности возможностей.
3. Определяет разницу между «хочу» и «надо».
4. Проявляет социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
5. Проявляет уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности.
6. Знает, что труд - это средство зарабатывание денег.
7. Понимает экономические категории : «труд», «деньги».
8. Проявляет социально-нравственные качества: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.
9. Различает экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.
10. Знает понятие «деньги», и операциями купли-продажи.
11. Осознает роль денег в жизни людей.
12. Проявляет элементарные умения пользоваться деньгами.
13. Ориентируется в семейном бюджете, рационально формулирует свои запросы как члена семьи.
14. Сформированы первоначальные представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
15. Имеет представления о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи.
Подготовительная группа.
1. Знаком с экономическими категориями : деньги, монеты, купюры, достоинство денег.
2. Имеет понятие о работе сберегательного банка России.
3. Различает понятия «экономия и бережливость»
4. Проявляет умение бережливости, чтобы сохранить бюджет семьи.
5. Имеет представление о деньгах, их ценности используя в речи экономические категории : прибыль, потребление, накопление.
6. Знаком с понятие экономической категории «выгода» и «убыток».
7. Умеет самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды.
8. Имеет понятие «бюджет семьи», «богатые-бедные».
9. Проявляет понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи.
10. Чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
11. Руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
12. Обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое.
13. Проявляет интерес к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)
14. Знаком с формами благотворительности, проявляет уважительное отношение к спонсорам.
II.Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми старшей и подготовительной к школе группы экономического воспитания
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования по экономическому воспитанию. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом МДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в проектах и выборе точек пересечения семьи и МДОУ в интересах развития ребенка.
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении мониторинговых исследований
- Социологический опрос
- «Родительская почта»
- Помощь в создании предметно-развивающей среды по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия реализации программы
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
3.2. Сетка непосредственно – образовательной деятельности по экономическому воспитанию.
3.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра-зовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в МДОУ по экономическому воспитанию
Игровая: сюжетные ролевые игры, дидактические игры и игры с правилами.
Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов.
Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Чтение художественной литературы: чтение, разучивание
Просмотр мультфильмов, презентаций. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей : двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.
3.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приемная Информационно – просветительская работа с родителями Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал
Групповая комната
Познавательное развитие
(Ознакомление с социальным миром) – экономическое развитие Дидактические игры на развитие – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по экономическому развитию
Муляжи для сюжетно ролевых игр
Разные купюры и монеты денег.
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников
Магнитофон, аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности
Книжный уголок
Уголок для изобразительной детской деятельности
Игровая мебель.
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Банк», «Рекламное агентство» и др.
Развивающие игры по математике, логике
Различные виды театров
Мультфильмы «Урок тетушки Совы»
3.5. Программно – методическое обеспечение образовательного пространства