Елена Кустовская
Опыт работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 5 до 7 лет)
составлена на основе образовательной программы «Приключение кота Белобока или экономика для малышей»
Н. Г. Бирина (2015 г)
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Публикация «Опыт работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Рабочая программа по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка»спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемые в МДОУ общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и образовательной программы «Приключение кота Белобока или экономика для малышей»Н. Г. Бириной.
Рабочая программа по экономическому воспитанию (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание– сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы по экономическому воспитанию.
Цель- показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности, получение детьми первичного опыта участия в элементарных экономических отношениях, приобщению их к миру экономической действительности.
Задачи:
- формирование у детей первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
-воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- расширять представления об экономики (деньги, их истории, значении для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность)
- сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о потребностях человека на основе экономических понятий : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
- развивать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг.
- сформировать представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена» (заработная плата).
- создать условия для решения практических задач самими детьми на основе принципа интеграции видов детской деятельности,
1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы
Работа по реализации программы составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) :
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание работы по экономическому воспитанию, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной, чтения).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон-фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа-нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять до-статочно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы по экономическому воспитанию.
Старшая группа.
1. Знает о многообразии потребностей человека.
2. Сформировано представление об ограниченности возможностей.
3. Определяет разницу между «хочу» и «надо».
4. Проявляет социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
5. Проявляет уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности.
6. Знает, что труд - это средство зарабатывание денег.
7. Понимает экономические категории : «труд», «деньги».
8. Проявляет социально-нравственные качества: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.
9. Различает экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.
10. Знает понятие «деньги», и операциями купли-продажи.
11. Осознает роль денег в жизни людей.
12. Проявляет элементарные умения пользоваться деньгами.
13. Ориентируется в семейном бюджете, рационально формулирует свои запросы как члена семьи.
14. Сформированы первоначальные представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
15. Имеет представления о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи.
Подготовительная группа.
1. Знаком с экономическими категориями : деньги, монеты, купюры, достоинство денег.
2. Имеет понятие о работе сберегательного банка России.
3. Различает понятия «экономия и бережливость»
4. Проявляет умение бережливости, чтобы сохранить бюджет семьи.
5. Имеет представление о деньгах, их ценности используя в речи экономические категории : прибыль, потребление, накопление.
6. Знаком с понятие экономической категории «выгода» и «убыток».
7. Умеет самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды.
8. Имеет понятие «бюджет семьи», «богатые-бедные».
9. Проявляет понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи.
10. Чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
11. Руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
12. Обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое.
13. Проявляет интерес к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)
14. Знаком с формами благотворительности, проявляет уважительное отношение к спонсорам.
II.Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми старшей и подготовительной к школе группы экономического воспитания
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования по экономическому воспитанию. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом МДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в проектах и выборе точек пересечения семьи и МДОУ в интересах развития ребенка.
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении мониторинговых исследований
- Социологический опрос
- «Родительская почта»
- Помощь в создании предметно-развивающей среды по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия реализации программы
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
3.2. Сетка непосредственно – образовательной деятельности по экономическому воспитанию.
3.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра-зовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в МДОУ по экономическому воспитанию
Игровая: сюжетные ролевые игры, дидактические игры и игры с правилами.
Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов.
Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Чтение художественной литературы: чтение, разучивание
Просмотр мультфильмов, презентаций. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей : двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.
3.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приемная Информационно – просветительская работа с родителями Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал
Групповая комната
Познавательное развитие
(Ознакомление с социальным миром) – экономическое развитие Дидактические игры на развитие – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по экономическому развитию
Муляжи для сюжетно ролевых игр
Разные купюры и монеты денег.
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников
Магнитофон, аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности
Книжный уголок
Уголок для изобразительной детской деятельности
Игровая мебель.
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Банк», «Рекламное агентство» и др.
Развивающие игры по математике, логике
Различные виды театров
Мультфильмы «Урок тетушки Совы»
3.5. Программно – методическое обеспечение образовательного пространства