ольга слизовская
Опыт работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников посредством знакомства с малой Родиной — Брянском
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с малой Родиной
Воспитатель : Михалева Т. В.
Воспитатель : Михалева Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛОЙ РОДИНОЙ - Брянском.
Публикация «Опыт работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников посредством знакомства с малой Родиной — Брянском» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский.)
Обоснование актуальности опыта
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах:
• В законе «Об образовании»;
• Государственном образовательном стандарте дошкольного образования
• Типовом положении о дошкольных образовательных организациях;
• Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность»;
• Воспитательно-образовательной программе «Россия- моя Родина!»;
• Концепции патриотического воспитания детей и учащейся России
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, ее природе и всему живому.
Работа по воспитанию чувства любви к родному краю сложна и кропотлива. Она требует от педагога самоотдачи, личной заинтересованности и положительного отношения к своей Родине.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой край, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Освещение основной идеи опыта, его инновационная и практическая значимость опыта.
В современном мире проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать с дошкольного возраста, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к семье, родному дому, улице, городу, малой родине, стране. Если маленький гражданин будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином.
Во время работы с детьми, я столкнулась с тем, что ребята не знают природу родного края, достопримечательности нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. На этой основе выбрала тему «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с малой родиной»
Цель опыта работы : совершенствование педагогического процесса по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной
Поставлены следующие задачи:
• Найти эффективные формы и методы нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.
• Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае.
• Создать единое педагогическое пространство ДОУ и семьи.
• Повысить мастерство родителей (законных представителей) в вопросах нравственного воспитания детей.
• Разработать картотеки по направлениям «Природа родного края», «Люди, прославившие Брянск», «Достопримечательности родного города Брянска», «Профессии родного города» и др.
Технологичность опыта.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю было продумано, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Весь познавательный материал был распределён равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно в определё нной системе:
При построении системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников учитывались следующие принципы:
• принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее;
• принцип гуманизма. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
• принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
• принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию была построена по двум направлениям:
• Работа с семьей
• Работа с детьми
1. Работа с семьей
Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
Для более глубокого анализа проблемы было проведено анкетирование: «Какие мы родители». Которое показало, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т. к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Так как эффективность нравственно-патриотического воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи, свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями.
Для решения данной проблемы используются разные формы взаимодействия с родителями :
• Это родительские собрания, на которых знакомим родителей о значимости нравственного воспитания детей, о запланированной работе, а также даются советы и рекомендации о нравственном воспитании в условиях семьи.
• Проводим консультативную помощь. Для этого были разработаны консультации по нравственно-патриотическому воспитанию для родителей : «Нравственное воспитание дошкольника в семье»; «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Дошкольное детство – важный период формирования нравственных качеств»; «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»; «Чтобы полюбить – надо узнать…» (о родном городе) и др.
• Организуем выставки семейного творчества на темы «Я и мой город Брянск!», «Осенний вернисаж», «Зимушка-Зима», «Земля – наш общий дом» и др.
• Изготавливаем своими руками подарки для родных и близких.
• Устраиваем совместные праздники, «мини концерты»,
• Инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Мой любимый папа», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали» и др.
• Организуем совместные экскурсии в пожарную часть, к памятникам и др.
2. Работа с детьми
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:
1. Я и мой город:
2. Природа родного края:
3. История города в памятниках и архитектуре:
4. Брянск - промышленный :
5. Брянск - духовно-моральный :
6. Здоровый город - здоровые люди:
В тематическом блоке «Я и мой город» :
*Знакомим детей с ближайшим окружением детского сада, его территорией, улицами, прилегающими к нему. Разработали проекты «Моя семья», «Мой микрорайон», «Город в котором я живу».
*Рассматривали репродукции картин, смотрели мультфильмы, заучивали стихи, песни, пословицы и поговорки о семье, дружбе, пальчиковые игры. Читали художественную литературу, рассматривали семейные фотографии. *Изготавливали подарки к праздникам.
* Создали групповой альбом.
* Оформляли выставки рисунков «Портрет любимой мамы», «Мой папа», «Моя семья», «Улица, на которой я живу». Организовывали концерты для родителей. *Провели серию бесед и занятий - «Моя мама», «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Улица на которой я живу», «Мой микрорайон» и др.
* Играли в различные игры: сюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации по сказкам, дидактические и словесные игры.
* Используются дидактические игры: разрезная картинка — «Собери флаг, герб», «Шкатулка загадок», «Сложи узор», «Узнай по описанию», «Знатоки Брянска».
В тематическом блоке «Природа родного края» :
Знакомя детей с природой Брянска, учим их наблюдать, видеть красоту родного края, трудиться на участке детского сада и сохранять чистоту города. Совместно с родителями организуются экскурсии. В беседах предлагаются родителям «маршруты выходного дня» к водоему, в парк и др. Эта совместная деятельность, где дети и родители получают знания из наблюдений, а затем делятся впечатлениями, что видели в посадке, лесу, парке и др., делают поделки, фотографии.
В тематическом блоке «История города в памятниках и архитектуре» :
Были проведены занятия и беседы на такие темы: «Памятники нашего города», «Путешествие по родному городу», «Их именами названы улицы», «День победы». Особое внимание уделяется встречам с ветеранами ВОВ, с родителями, которые могут рассказать интересные факты из истории города. Такие встречи воспитывают у ребят гордость за своих земляков, формируют правильное отношение к своей малой родине, к семье.
Используются дидактические игры: разрезные картинки — «Узнай по описанию», «Где находится памятник?», «Знатоки Брянска», «Расскажи про свой город» и др. ; сюжетно-ролевые игры: «Мы солдаты», «Наша Армия родная», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала и др.
Проводятся праздники патриотической направленности.
В тематическом блоке «Брянск- промышленный» :
Был разработан такой проект : «Профессии нашего города». Цель которого - узнать о профессиях своих родителей, расширить представления о сфере их профессиональной деятельности. Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей. Воспитывать чувство уважения к людям труда.
Используются дидактические игры: «Кто кем работает», «Кому что нужно» и др. Проводятся экскурсии в пожарную часть, в школу, в библиотеку.
В тематическом блоке «Брянск – духовно-моральный» :
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Мы провели такие праздники: Рождество, Масленица, Ивана-Купала, Яблочный Спас, Осенний вальс.
В ходе совместных с родителями праздников узнаем, как отмечают масленицу (проводы зимы, когда пекутся блины, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры народного характера: «Ворон», хороводная игра «Встали встали в хоровод!", «Золотые ворота», «Ручеек»; инсценируем русские народные сказки, потешки.
В тематическом блоке «Здоровый город – здоровые люди» :
• Проведены беседы о здоровье.
• Чтение художественной литературы
• Проведение недели здоровья, дней здоровья
• Проведение физкультурных развлечений и спортивных праздников
Цель которых - повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни у детей.
Окружающая ребенка среда является средством нравственно-патриотического воспитания. Чтобы она была интересной, разнообразной и развивающей для детей, была создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме и др. Были подобраны специальные художественно – дидактические пособия:
1. Альбомы: «Символы Брянска», «Наш город», «Брянск – город партизанской и трудовой славы!»; «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья».
2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;
3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе, Родине : «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Стихи о Брянске», «Пословицы, поговорки о труде», «Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Результативность профессиональной деятельности
В результате проделанной работы по нравственно патриотическому воспитанию детей прослеживается положительная динамика. Возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории, чувство причастности к жизни своей малой родины. Дети стали открытыми в проявлении чувств : они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной – городом Брянском, у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Перспективность опыта
Педагогический опыт может быть применен, воспроизведен и творчески дополнен любым педагогом в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства.
Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как на непосредственно образовательной деятельности, так и свободной.
Родителям, если желают расширять представление дошкольников об окружающей действительности.
Программно-методическое обеспечение
Работая по данной теме, я использовала различную литературу, которая помогла мне в работе :
• Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2016.
• Веракса, Н. Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
• Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программы и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
• Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2008. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
• Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. : Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2014.
• Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 5-7 лет : Методическое пособие, М., 2017
• Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва, 2014.
• Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д
• Печерога, А. А. Развивающие игры для дошкольников / А. А. Печерога. - Москва: Вако, 2012. - 192 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007687
• Дополнительный интернет ресурс (сайт МААМ)