Татьяна Гладких
Опыт работы по внедрению технологии «Социальная акция»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активной социализации. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это приобретение опыта общения со сверстниками и чужими взрослыми, развитие ключевых ценностей: любви к природе, умение учитывать интересы окружающих. У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Публикация «Опыт работы по внедрению технологии „Социальная акция“» размещена в разделах
Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Самым главным нравственным примером для детей являются окружающие его взрослые и социальное окружение.
Социальные акции позволяют объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, формируя активную социальную позицию у участников образовательных отношений.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Для организации социальных акций в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями.
Каждая акция состоит из трех этапов: мотивация (подготовительный, накопительный, планируемые действия, организационный, и итогового. Также имеет свою цель, выполняет общие и конкретные задачи, имеет объект и участников.
Цель: создание условий для вовлечения детей в социально-значимую деятельность, формирования активной жизненной позиции детей и взрослых.
Задачи:
- продолжать сплачивать детско-взрослый коллектив (дети, родители, педагоги, социум);
- формировать предпосылки эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания;
- создавать условия для овладения основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности, развития способности к волевым усилиям, следованию социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми;
- способствовать воспитанию таких ценностей как милосердие, доброта, ответственность, активность, коллективизм, готовность приносить пользу для общества
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
С детьми нашей группы «Колокольчики» мы регулярно проводим социальные акции, то есть принимаем участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Участие детей в акциях должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием.
Сегодня мы представляем опыт работы по внедрению технологии «Социальная акция» группы «Колокольчики» :
Акция «От улыбки станет всем светлей»
Обоснование проблемы: Положительные эмоции играют важную роль в жизни человека, они –основа любой творческой деятельности, а улыбка – главный помощник в общении. Обеднение эмоциональной сферы приводит к проблемам социализации и нарушениям коммуникации у детей.
Целевая установка: Подвести детей к осознанию того, что положительные эмоции очень важны при общении с людьми, а улыбка дарит всем хорошее настроение.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада.
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Коммуникативные игры: «Чья улыбка заразительнее?», «Комплимент соседу»
Экспериментальная деятельность: «Как появляются улыбки»
Изучение пословиц об улыбке: «Смех- лучшее лекарство», «На улыбку нет запрета», «Где слова привета, там улыбка для ответа»
Аппликация «Смайлик»
Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
Беседа о смайлике, о значении улыбки в жизни человека
Кульминационное событие акции : досуг «От улыбки станет всем светлей». Ребята пели песни, дарили друг другу теплые слова и улыбки. В заключении каждый подарил свой смайлик и улыбку родителю, малышу из соседней группы или работнику детского сада.
Итоги: Дети порадовали окружающих улыбками и подарками в виде смайликов, узнали, как важна улыбка в общении и приобрели опыт коммуникации.
Акция «Мама, я тебя люблю»
Обоснование проблемы: Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям- матери, отцу, бабушке и дедушке. Однако, не всегда дети умеют правильно выражать свои чувства к близким и дорогим для них людям
Целевая установка: укрепление семейных устоев, воспитание бережного отношения к женщине-матери, желания заботиться о ней.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада.
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Беседы с родителями на тему «Роль матери в жизни ребенка»
Беседы с детьми «Как помочь мамочке?», «Мамин труд»
Изучение пословиц и поговорок о маме: «Сердце матери греет лучше солнца», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матушке добро»
Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
Рисование «Цветы для мамы»
Творческая мастерская «Открытка для мамы»
Изготовление стенгазеты «Наши мамы, как цветочки, любят их сыновья и дочки!»
Кульминационное событие акции : Концертная программа для мам и личное поздравление от каждого ребенка с подарком.
Итоги: Дети очень порадовали своих мамочек, приобрели опыт в создании маленького праздника для своих близких, в выражении любви и благодарности. Мамы получили огромное удовольствие от такого проявления чувств их малышей.
Акция «Мы- волонтеры»
Обоснование проблемы: Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста, ведь оно влияет на формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически здоровыми и сильными.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают удовлетворение от своей деятельности, у них повышается самооценка и уверенность в себе.
В нашей группе уже много лет существует традиция помогать ближним, а с начала этого учебного года мы приняли решение стать волонтерами детей ясельной группы, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Эту группу посещают сестрички наших воспитанников. Ребята решили помочь малышам во время подготовки к прогулке.
Целевая установка: Формирование социальных ценностей детей, стремление и умение помогать тем, кто нуждается в заботе и внимании.
Социальные партнеры : дети, сотрудники детского сада
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Беседа «Кто поможет малышам?»
Кукольный театр «Как Ваня стал большим»
Соревнование «Кто оденется быстрее?»
Кульминационное событие акции : Помощь в уборке игрушек и переодевании малышей на прогулку.
Итоги: Ребятам очень понравилось чувствовать себя старшими, помогая младшим дошкольникам. Они стали быстрее одеваться сами. Во время прогулки продолжают опекать малышей, помогая им собирать игрушки, спускаться со ступенек, катают на санках.
Акция «Подарок к Рождеству»
Обоснование проблемы: Дарить подарки- добрая традиция. Так мы показываем, что человек нам дорог, мы хотим заботиться о нем, радовать, проявляем к нему внимание. Дарение - это способ коммуникации, помогающий выстроить теплые отношения между людьми, создает и поддерживает социальные связи. Человек испытывает положительные эмоции, когда получает подарок, но не меньше радости он испытывает, когда сам дарит подарки.
Существуют правила этикета, как выбирать и дарить подарки. Необходимо ознакомить детей с этими правилами.
Целевая установка: Развивать эмоциональную сферу детей, воспитывать уважение к другим людям, поддерживать дружеские отношения между детьми. Привлекать детей и родителей к участию в волонтерском движении.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Беседа с детьми «Каким должен быть подарок»
Творческая мастерская «Поздравление с Рождеством»
Коммуникативные игры: «Кому достанется этот подарок?», «Лотерея подарков»
Составление рассказов на тему «Самый лучший подарок»
Кульминационное событие акции : Досуг «Светлый праздник Рождества», во время которого ребята разыграли лотерею подарков. Теплые слова, подарки, веселые игры создали неповторимую атмосферу праздника.
Итоги: Дети стали вежливее друг с другом, охотнее делятся игрушками. На дни рождения готовят подарки для именинников. Стали внимательнее к товарищам и дружелюбнее. От родителей поступило предложение о волонтерской акции «Игрушки для детского дома».
Акция «Своих не бросаем»
Обоснование проблемы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения- острейшая проблема настоящего времени. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Сегодня российские военнослужащие проявляют мужество и стойкость в боях, совершая героические подвиги в ходе СВО на Украине, защищая счастливую жизнь своих семей, родных… Дети должны знать об этом, учиться поддерживать тех, кто ради их счастливого детства готов отдать жизнь.
Целевая установка: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Создание условий для вовлечения детей в работу по сбору помощи с целью поднятия духа и эмоциональной поддержки солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада, волонтерская группа нашего города.
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Беседа с родителями «Как мы можем помочь участникам СВО»
Беседа с детьми «Наша армия нас бережет»
Просмотр мультфильма «Про Сидорова Вову»
Творческая мастерская «Письмо солдату»
Физкультурный досуг «Сильные, ловкие, смелые»
Кульминационное событие акции : Сбор продуктов питания, лекарственных средств и вещей первой необходимости.
Итоги: Дети и родители собрали гуманитарную помощь в поддержку мобилизованных граждан- участников специальной военной операции. На основе «обратной связи» родители получили благодарность и фотоотчет о проведенной акции в родительской группе.
Акция «Покормите птиц зимой»
Обоснование проблемы: В зимнее время для наших любимцев наступают далеко не лучшие времена. Холод и голод, вот два сильных фактора, снижающих численность птиц в зимнее время. Во второй половине зимы и начале весны особенно тяжело птицам приходится, ведь кормов в природе остаётся всё меньше, а найти их становится труднее. Многие птицы погибают от голода.
Целевая установка: Расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей к проблеме подкормки птиц, формирование положительного отношения к птицам родного края, как части живого организма, требующим внимания, заботы и охраны.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада.
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Наблюдение за птицами
Беседы «Какие бывают птицы» с презентацией, «Почему нужно кормить птиц зимой»
Аппликация «Кормушка для синички»
Семейный проект «Покормим птиц зимой», с изготовлением кормушек
Просмотр мультфильма «Синичкин календарь»
Кульминационное событие акции :
Викторина «Такие интересные птицы» с загадками о птицах, слушанием птичьих голосов и рассказами детей «О чем поет птичка».
Итоги: Мы каждый год с декабря по март проводим эту акцию. Родители активно откликаются и с удовольствием принимают участие в акции. При изготовлении кормушек проявили творчество, фантазию, используются нетрадиционные материалы. Все кормушки разнообразные, выполнены с любовью и душой. Дети активно участвуют в сборе корма, изготовлении кормушек. Они с радостью делятся своими наблюдениями за жизнью птиц, узнают много нового на занятиях и от родителей.
Акция «Утреннее приветствие»
Обоснование проблемы: Приветствие – важная, неотъемлемая часть коммуникации. Это - начало общения, дружеское обращение к кому-либо для установления контакта. В нашей группе есть дети, которые не любят здороваться… Поэтому мы хотели решить проблему с помощью акции.
Целевая установка: создание положительного настроя в группе, возможность ребенка продемонстрировать свое желание приветствия и в какой форме.
Социальные партнеры : дети, родители, сотрудники детского сада.
В ходе этой акции с детьми было проведено:
Беседа «Для чего нужно приветствие»
Коммуникативная игра «Необычное приветствие»
Составление рассказа «Какое приветствие мне нравится, а какое – нет»
Знакомство с карточками для проведения акции
Кульминационное событие акции : утреннее приветствие воспитателя и ребят в утреннем круге, прошедшее в самой радостной атмосфере.
Итоги: Ребята стали чаще здороваться и даже прощаться с товарищами, выбирая разные виды приветствий. Дети, которые раньше не здоровались, изменили свое отношение к приветствию. Так акция помогла решить данную проблему.
Итоги внедрения технологии
• Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.
• Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.
• С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.