Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Овсянникова Ольга Валерьевна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Миру разноцветному, яркому, красивому, где есть моря и реки, леса и горы, деревни и города…

И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме? Не совсем….

В реках загрязнили воду, и от этого погибает рыба. Лес вырубается, и от этого лесные звери выходят в населённые пункты нашей страны. В воздух попадают выхлопные газы машин, и от этого людям становится тяжело дышать.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы, взрослые, должны помочь им в этом.

И у меня, как у педагога дошкольного учреждения, возникло желание научить малышей охранять природу, а также воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Актуальность темы я вижу в том, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. А так как природа лежит в основе детского мышления, то именно в этот период дошкольного детства нужно заложить фундамент для человека - юного защитника природы.

Новизна моего опыта заключается в комплексной работе по повышению уровня экологической культуры у дошкольников в совместной деятельности с родителями (законными представителями, так как именно данный вид позволяет развивать экологически развитую личность с гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде, а также силу и стойкость семейного воспитания.

1. Практическая часть

Согласно Федеральному образовательному стандарту (ФГОС ДО) и федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) развитие у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом, который ориентирован на многоплановый и многоструктурный процесс воспитания экологической культуры дошкольников.

Ориентируясь на вышеизложенные нормативные документы, я выдвинула гипотезу, что содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования, которая предполагает решение трё х взаимосвязанных задач: повышение уровня квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей. На этой взаимосвязанной системе построен мой опыт работы, где гармонично сочетаются универсальный и индивидуальный подходы, социальная активность и гуманность в области осознанного восприятия окружающей действительности.

Целью моей работы является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

формировать основы экологической культуры и представлений в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу;

формировать у дошкольников понимание, что человек — часть природы, который должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

развивать познавательные интересы детей, а также воображение, любознательность и творческую активность, посредством работы с природным дидактическим материалом;

привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;

составить систему триединства между воспитателем, дошкольниками и родителями (законными представителями) по воспитанию гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Работу над темой я начала с изучения литературы по экологическому воспитанию детей : С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж. Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог».

Выбирая формы, методы и приёмы для работы с детьми по направлению экологического воспитания, я в первую очередь, основывалась на показаниях диагностики. (Приложение №1)

Вторым этапом стал тщательный анализ и переработка информации, которую я получила из разных источников, а именно учебной литературы и интернет - ресурсов. Итогом этого этапа стало написание перспективного плана работы с детьми по направлению экологического воспитания и отбор современных форм и методов. (Приложение 2)

Для реализации перспективного плана мной были пройдены курсы повышения квалификации, такие как «Развитие кругозора и опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в области экологического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО», «Экологическая грамотность как важный аспект развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», а также я принимала в научно-практических конференциях, для более глубокого изучения темы в современном аспекте. (Приложение 3,

В работе я следую следующим педагогическим принципам:

o системность,

o наглядность,

o доступность,

o учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

o сезонность.

Воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности. Для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Опираясь на педагогические принципы моей работы во направлению темы опыта, далее была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе экологического направления, при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – «повседневная жизнь» стабильна, а среда меняется; комфортности – всем удобно. (Приложение № 4)

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2024 в 05:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Овсянникова Ольга Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД