Овсянникова Ольга Валерьевна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Миру разноцветному, яркому, красивому, где есть моря и реки, леса и горы, деревни и города…
И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Все ли в порядке в нашем зеленом доме? Не совсем….
В реках загрязнили воду, и от этого погибает рыба. Лес вырубается, и от этого лесные звери выходят в населённые пункты нашей страны. В воздух попадают выхлопные газы машин, и от этого людям становится тяжело дышать.
Темочки:
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы, взрослые, должны помочь им в этом.
И у меня, как у педагога дошкольного учреждения, возникло желание научить малышей охранять природу, а также воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Актуальность темы я вижу в том, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. А так как природа лежит в основе детского мышления, то именно в этот период дошкольного детства нужно заложить фундамент для человека - юного защитника природы.
Новизна моего опыта заключается в комплексной работе по повышению уровня экологической культуры у дошкольников в совместной деятельности с родителями (законными представителями, так как именно данный вид позволяет развивать экологически развитую личность с гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде, а также силу и стойкость семейного воспитания.
1. Практическая часть
Согласно Федеральному образовательному стандарту (ФГОС ДО) и федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) развитие у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом, который ориентирован на многоплановый и многоструктурный процесс воспитания экологической культуры дошкольников.
Ориентируясь на вышеизложенные нормативные документы, я выдвинула гипотезу, что содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования, которая предполагает решение трё х взаимосвязанных задач: повышение уровня квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей. На этой взаимосвязанной системе построен мой опыт работы, где гармонично сочетаются универсальный и индивидуальный подходы, социальная активность и гуманность в области осознанного восприятия окружающей действительности.
Целью моей работы является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
формировать основы экологической культуры и представлений в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу;
формировать у дошкольников понимание, что человек — часть природы, который должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
развивать познавательные интересы детей, а также воображение, любознательность и творческую активность, посредством работы с природным дидактическим материалом;
привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
составить систему триединства между воспитателем, дошкольниками и родителями (законными представителями) по воспитанию гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Работу над темой я начала с изучения литературы по экологическому воспитанию детей : С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».
Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж. Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог».
Выбирая формы, методы и приёмы для работы с детьми по направлению экологического воспитания, я в первую очередь, основывалась на показаниях диагностики. (Приложение №1)
Вторым этапом стал тщательный анализ и переработка информации, которую я получила из разных источников, а именно учебной литературы и интернет - ресурсов. Итогом этого этапа стало написание перспективного плана работы с детьми по направлению экологического воспитания и отбор современных форм и методов. (Приложение 2)
Для реализации перспективного плана мной были пройдены курсы повышения квалификации, такие как «Развитие кругозора и опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в области экологического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО», «Экологическая грамотность как важный аспект развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», а также я принимала в научно-практических конференциях, для более глубокого изучения темы в современном аспекте. (Приложение 3,
В работе я следую следующим педагогическим принципам:
o системность,
o наглядность,
o доступность,
o учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
o сезонность.
Воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности. Для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Опираясь на педагогические принципы моей работы во направлению темы опыта, далее была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе экологического направления, при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – «повседневная жизнь» стабильна, а среда меняется; комфортности – всем удобно. (Приложение № 4)