Путря Ольга Сергеевна
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей с помощью техники «ниткография»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей с помощью техники „ниткография“» размещена в разделах
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Опыт работы, практика
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным и доступным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об окружающем его мире.
Во время работы, я столкнулась с проблемой,- дети боятся творить, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что НОД чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, чего недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними, что и послужило внедрению их в мою работу.
Работая в старшей и подготовительной группе, мною была проведена следующая работа :
- проанализирована методическая литература о развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
- проведена диагностика уровня творческих способностей детей по адаптированной методики Н. В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития;
- создана и обогащена развивающая среда изостудии;
- организованна совместная деятельность с детьми и самостоятельная деятельность детей в области «Художественно-эстетическое развитие»;
- вовлечены родители в творческий процесс с детьми.
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников, я отметила, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу, а результаты диагностики развития творческих способностей детей свидетельствовали о положительной динамике.
Набрав детей младшего дошкольного возраста, я решила продолжить работу в данном направлении. Но использованные мной нетрадиционные техники в старшем дошкольном возрасте (кляксография с трубочкой, пластилинография, рисование мятой бумагой) неприемлемы для младшего возраста, так как они очень сложны.
Дополнительно изучив методическую литературу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, меня заинтересовала техника «ниткография» - выкладывание с помощью нити или шнурка контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити, рисование пластиковой вилочкой, отпечаток с фольги, рисование губкой, ватными палочками, зубочистками
Цель моей работы – развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
- создать организационные условия для развития творческих способностей;
- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой;
- развивать отношения партнерства и сотрудничества родителей с ребенком в процессе совместной творческой работы.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционной техники и совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.
Свою работу начала с проведения мониторинга освоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование родителей. Первичная диагностика показала, что у большинства детей 58% - низкий уровень развития художественно– творческих способностей, у 31% – средний уровень, и только у 11% - высокий.
Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Исходя из полученных данных, составила план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по теме в системе.
С целью обогащения опыта творческой деятельности воспитанников, активизации детского художественного творчества была создана развивающая среда в уголке «Клубочки и ниточки», оснащённая необходимыми традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами для изобразительной деятельности и художественного труда. Изготовлены карты-схемы для выкладывания изображений по образцу, систематизированы игры с ниточками и клубочками, подобрано художественное слово.
В совместной деятельности я формировала у детей интерес к продуктивной деятельности, способствовала развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляла через создание игровых образовательных ситуаций: на одних - дети погружались в мир красоты, открывали для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомились с видами искусства; на других – осваивали новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами.
Работу начинала с элементарного: устно излагала материал, рассказывала детям как можно сотворить шедевры без помощи кисти, их свойствах и одновременно показывала иллюстрации, выполненные в этой технике. Далее подключала практический метод – обучала детей специальным обследующим движениям (натягивание, ощупывание кончиками пальцев если работа была в технике ниткография, проговаривая свойства нитей (пушистая, гладкая,также рассматривали и другие материалы.
На следующем этапе дети с моей помощью наносили клей и выкладывали по контуру выбранные ими яркие, цветные нити. Деятельность в данной технике позволяет ребенку развивать фантазию, усидчивость, творчество и не бояться допустить какую-либо ошибку.
После выполнения задания все работы были проанализированы совместно с детьми.
Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями.
С этой целью я провела родительское собрание и ряд консультаций. Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности стали работа клуба «Умелые пальчики» и выставка «Волшебные ниточки».
Все формы работы с родителями создали атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых и детей, которые получили не только большую поддержку родителей, но и положительные эмоции от совместного творчества.
Проведенная мной работа дала положительные результаты, которые отражены на диаграмме, представленной на слайде.
В заключении хотелось бы сказать, что технику ниткография можно использовать повсеместно: в театрализации, при рассказывание сказок- дети выкладывают героев и обыгрывают сказку; в математике: выкладывая елочки, солнышки, домики, изучают и закрепляют фигуры, цвета, длину; в экологическом воспитании закрепляют знания о растительном и животном мире. Ниткография позволяет детям выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу и вселяет в них уверенность. Для детей 4 лет - это очень увлекательное и интересное занятие.