Елена Васькович
Развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения детей по отношению к себе и своим близким людям. Именно сохранение безопасности способствует сохранению здоровья воспитанников.
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. На улице, в природе. Социальная обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья детей. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Диагностика
В начале года была проведена диагностику. Эта диагностика содержит 4 показателя:
- распознание опасных ситуаций, принадлежащих к знакомому типу (не только которые обсуждались, определяет, в чем состоит опасность, кому она угрожает
-знание того, какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения ситуаций, относящихся к знакомому типу, объясняеи, почему надо поступать тем или иным образом
-действие в соответствии с правилами безопасного поведения, руководствуется ими в повседневной жизни
-знание того, как поступать в случае возникновения отдельных ситуаций (обсуждаемых ранее, предоставляющих опасность для самого ребенка, окружающих людей, предметов, объектов природы. Знание того, к кому из взрослых обратиться в случае возникновения опасных ситуаций, на что обратить их внимание
В ходе диагностики на высоком уровне оказалось 5 человек, на среднем уровне 11 человек, на низком уровне 9
Исходя из результатов диагностики, я наметила для себя следующую цель.
Цель:
формирование мотивации у детей к сбережению здоровья при реализации задач образовательной области «Безопасность»
Задачи:
1. Учиться выделять опасные ситуации и реагировать на них в целях сохранения здоровья
2. Следовать правилам безопасного поведения по отношению к себе и окружающим в повседневной жизни
3. Осваивать способы бережного отношения с предметами, ориентируясь на внешние признаки
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
2 этап - формирующий
3 этап - контрольный
1 этап – подготовительный
В начале работы я изучила требования программы «Развитие» и порциальную программу Р. Б. Стёркиной, входящие в основную общеобразовательную программу детского сада
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:
Ребёнок и его здоровье;
Ребёнок и другие люди;
Ребёнок дома;
Ребёнок и природа;
Организация предметной среды
• Плакаты;
• Иллюстрации;
• Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
• Разрезные картинки;
• Мозаики;
• Настольно-печатные игры;
• Дидактические игры;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• Компьютерные презентации;
• Карточки для индивидуальной работы;
• Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
• Видеоуроки по ОБЖ;
• Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
• Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
• Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
• Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
• Маски автомобилей;
• Дорожные знаки;
• Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
• Аптечка;
• Карточки с телефонами служб спасения;
• Телефон;
• Подборка художественной литературы по теме;
• Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
• Папки-передвижки;
• Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
2 этап – формирующий
В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:
комплексные занятия;
экскурсии;
подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;
игры-соревнования;
сочинение историй;
наблюдения;
беседы;
чтение специальной детской литературы;
упражнения;
рассматривание;
анализ заданных ситуаций;
выполнение поручений;
экспериментирование;
ситуационно - имитационное моделирование ( процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).
Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)
На занятии «Когда мамы нет дома», и других, дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. Это способствовала включению в работу Вани, инсценировки помогли ему раскрыться и усвоить знания более прочно.
На занятии «Путешествие в сказку»,разъясняла детям, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения, но дети в основном не смотрели на внешность, а ссылались на знания этих персонажей, особенно сложно было Леше, Ярославу
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого. Закрепили все правила в игре «Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Во время этой работы детям не всегда удавалось прогнозировать результат, они или сильно утрировали. Либо не допускали больших последствий. Дети, что вы будете делать, если (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату). Благодаря этой игре закрепляли правила поведения детей во всех ситуациях.
В ходе занятия «Каждому опасному предмету своё место», уточнила знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими.
Очень интересно проходили занятия по блоку «ребёнок и природа», на занятие «Путешествие в природу», мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки, которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя.
В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Научила детей пользоваться санками, лыжами. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу.
Были проведены беседы: «Если вы остались дома одни», «Как избежать опасных домогательств», «Правила поведения в толпе».
В ходе занятий и игр по всем блокам использовались видео уроки: «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности (смешарики)», это помогло мне добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Большой популярностью у детей пользуются альбомы, подготовленные мной по каждому блоку, ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым запоминают правила безопасной жизнедеятельности.
Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, Л. Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других.
3 этап – контрольный
На февраль месяц была проведена диагностика, которая показала что на высоком уровне 10 человек, на среднем уровне 10 человек, на низком уровне 5 человек
Перспектива
Продолжать работу по формированию у детей мотивации к сохранению здоровья.