Папки-передвижки

Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Ольга Федорова
Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
▼ Скачать + Заказать документы

Г. Астрахань МБДОУ № 52 «Росинка», Воспитатель Федорова Ольга Павловна

Тема: Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада.

Теоретическая база опыта.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Публикация «Опыт работы по теме: „Приобщение детей к истокам народной культуры“,» размещена в разделах

Одним из моих вдохновителей в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре стала замечательный ученый Т. А. Пигилова.

В начале 90-х годов 20 века, в перестроечное время, яркой страницей в педагогике стали разработки многоступенчатого предмета «Народная культура», предложенные Татьяной Александровной Пигиловой и её сотрудниками.

Татьяна Александровна Пигилова – талантливый педагог, сильная, яркая личность, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, - создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в дошкольных учреждениях и в школе.

Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Условия возникновения и становления опыта.

В течение нескольких лет в нашем саду работа проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работаю по этой программе 6 лет. Посетила курсы по народной культуре. Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.

Сущность опыта.

Главное в работе нашего детского сада эстетического профиля – творческое развитие ребёнка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности. Освоение детьми пространства и среды выстроено с учётом региональных, этнокультурных традиций, формирования способности воссоздать в облике те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям.

Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

Система работы.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Приоритеты данного опыта:

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими

руками.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка». Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского костюма. Можно рассмотреть вещи, принадлежащие узбекскому, белорусскому народам. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.

Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений. На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.

2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей и жителей микрорайона; родительские собрания «Капустные посиделки» и «В гостях у бабушки Натальи». Перед собранием в ходе, которого показывали «Капустные посиделки», было разработано положение о конкурсе для родителей. Родителям было предложено своими руками сделать книгу о капусте. Наши родители приняли активное участие в разработке книг, за что были награждены. Также во время собрания, была проведена игра с родителями и детьми. После этого благодарные родители написали о работе группы и ДОУ в газету «Волга» заметку «Детям здесь нравится».

Публикации по теме:

Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе неустойчиво. Образ «Маромы» — образ Весны-Шутихи. "Марома" Цель: учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог. Развивать умение обыгрывать персонажи.

Вернисаж дымковской игрушкиВернисаж дымковской игрушки В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщение детей к истокам народной культуры. В марте был реализован проект «Знакомство.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Опубликовано: 4 июля 2012 в 21:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федорова (УИ 6400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД