Гузева Светлана Дмитриевна
Опыт работы «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста согласно ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация первой годовой задачи «Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в средней группе; проекта «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника»
Публикация «Опыт работы „Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и включает все образовательные области. Для осуществления этой программы в детском саду имеется все необходимое.
Приобщение детей к народной культуре является средством развития у детей патриотических чувств и духовности
В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Заучивали потешки, обыгрывали их.
В начале года не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно почти все дети в группе научились передавать образ героя. Много времени уделялось рассказыванию сказок. Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный. Слушали сказки в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка
. Смотрели мультимедийные презентации: «Осенние краски природы», «Зима на Дону», «Мама дорогая».
Разучивали пословицы о Родине, о мамочке, о труде, так как в них метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума, загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко»
Проводили досуги, развлечения: «Краски осени», «Моя любимая игрушка», «Музыкальные сказки», «Отгадай загадку».
Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомила их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывала о сюжете игры, поясняла роль водящего, разучивала считалки.
Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", " Дедушка Мазай»", " Салочки", " Мышеловка", "Жмурки" и другие. В ходе любой игры старалась привлекать внимание детей к ее содержанию, следить за физической нагрузкой, поддерживать эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Регулярно и систематически провожу беседы (одна из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей, это беседы на нравственные темы: «Жил-был я», «Где добрые люди, там беды не будет», «Кто такая мама моей мамы?», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба» включающие в себя чтение и обсуждение с детьми небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.
Побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, ребята учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо
Я интегрирую духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровой: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических («Волшебные очки», «Подарок», «Передай хорошее настроение», «Цветик-семецветик», словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр («Добрые Эльфы» «Ярмарка», «Семья», «В гости к бабушке» и др.) учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, продавец честен и совестлив; бабушка добрая, заботливая;
-конструктивной: «Выложи из палочек дом», «Построй дом своей мечты».
- продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, разукрашивание дымковскими узорами петушка, рисунки по мотивам художественных произведений. - театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», «Давай помиримся» «Я люблю свою маму», мини-этюд «Грусть-улыбка»)
Однако дети имеют частичные представления о дымковской игрушке, о семеновской матрешке, о хохломской росписи, не всегда могут соотносить увиденное в природе с народными приметами; у ребят частично сформированы знания о народных праздниках, традициях; промыслах.
Поэтому в дальнейшем необходимо продолжать учить детей соотносить увиденное в природе с народными приметами; запоминать названия народных праздников, традиций; больше давать представлений о народных промыслах; знакомить с достопримечательностями станицы Егорлыкской
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.
Проводились беседы с родителями: «О значении устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста», «Воспитание у дошкольников бережного, доброжелательного отношения ко всему окружающему»
-консультации: «Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста», «Понимаем ли мы друг друга». «Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста», «Формирование у детей этических норм и представлений»
-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Матери» ;родительские собрания («Семейный альбом или путешествие в прошлое своей семьи». «Воспитательная роль бабушек в семье») ,фото-выставка «Мама-солнышко мое»
Родители помогли оформить альбомы «Достопримечательности родной станицы», «Растительный и животный мир родного края», «Домашний питомец», «Книжный уголок дома». Семья Кошкиных оформила «Герб семьи» и коллаж «По дорогам сказок»
Для родителей в папке-передвижке имеется информация о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
Длительное наблюдение ребенка в обстановке детского сада, совместное участие в различных мероприятиях, в творческой деятельности позволило родителям иначе взглянуть на ребенка и на воспитание его в домашних условиях.
Однако, в папках передвижках недостаточно информации о православных праздниках, о православной культуре, педагогическая компетентность родителей по вопросам духовно- нравственного развития дошкольников ещё не достаточно высок., поэтому воспитателям группы необходимо проводить работу в данном направлении, способствуя тому, чтобы родители :
-постепенно с взрослением детей рассказывали им о своих предках, поддерживали семейные традиции и создавали новые,
- создавали семейные альбомы, родословную своей семьи и семейный архив,
-приносили в группу семейные фотографии для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»
- учили детей выражать признательность старшему поколению и не забывали, что авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении ребенка.
Работа с педагогами
Для воспитателей провела консультации:
-«. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»,
-«. Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»
Подготовила занятие «Матренин день»
Создание предметно- пространственной среды (ППС)
В группе созданы необходимые условия для духовно- нравственного воспитания дошкольников : подобраны картотеки народных игр с правилами и их описанием, загадок, пословиц, потешек, дидактических игр. В доступном месте - маски, костюмы для различных игр.
Оформлен патриотический уголок, в соответствии с возрастом детей
В уголке размещен материал по социально- нравственному воспитанию :
-взрослые люди – родовые характеристики, профессии - тематическая папка, дидактические игры;
-семья- подбор иллюстраций, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, семейный фотоальбом группы;
-дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
-поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу» Хорошо- плохо»,» так можно делать, а так нельзя», этикет.
-материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами. Родной станицы) – фотоматериалы, иллюстрации,
Создан «Музей народной игрушки», музей народного быта «Русская изба» по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток,, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка), куклы в национальных костюмах.
Подобрана художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.)
Элементы государственной символики – флаг, герб.
Однако, необходимо подобрать материал для ознакомления детей с Российской Армией, с защитниками Отечества: подбор иллюстраций, тематические папки, также необходимо пополнить ППС иллюстрациями, показывающими различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммами;
Нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта детей.
В результате проделанной работы у детей появилась инициативность, стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах; выросли самостоятельность и любознательность. Дети проявляют дружелюбие по отношению к своим товарищам, стараются решать спорные вопросы, избегая ссор и пользоваться волшебными словами
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
В дальнейшей своей работе буду способствовать расширять знания детей о собственном доме, о дошкольном учреждение об улице, о районе и городе, о стране
-воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей группы и товарищей, ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу,
– приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны знать о традициях, принимать их, привыкать к ним,
чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.