Приложение МААМ

Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Елена Вдовкина
Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(группа раннего возраста, 1 мл. группа, 2 мл. группа)

Публикация «Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познаёт мир.

• Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;

• Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;

• Выдающимися педагогами (М. Мантессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др.)установлено, что усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

На основании изученной литературы поставила цель: обогащать сенсорный опыт детей раннего возраста через дидактические игры.

Задачи:

• Обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры;

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

• Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина и т. д);

Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

• Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию;

• Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ :

Способствует приобретению сенсорных эталонов;

• Помогает в увеличении словарного запаса;

Развивает наблюдательность и внимание;

• Расширяет воображение;

• Создаёт базовый фундамент для умственного развития;

• Влияет на развитие многих видов памяти (зрительная, слуховая, моторная, образная);

• Даёт возможность освоению новых образов познания предметного мира.

СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

• Непосредственно образовательная деятельность;

• Конструирование;

Игры-экспериментирования;

• Наблюдения;

• Изодеятельность (рисование, лепка, аппликация);

Дидактические игры.

«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» Мария Монтессори

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Деятельность педагога по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Родители являлись активными участниками образовательного процесса: участие в мероприятиях, играх и помощь в создании предметно-развивающей среды. На слайде представлены игры и пособия приобретённые и созданные руками родителей.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ (ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.)

«Сенсорные мешочки» с разным наполнителем: камушки, крупы, шурупы, пластмасса, вата и т. д.

«Бизиборд» созданный всеобщими усилиями. Для его создания приносили вещи всё кто что мог. Дети от этого пособия были в восторге, особенно оно пригодилось в период адаптации.

«Шнуровка», «Волшебный карандаш» (К, «Цветные колючки», «Сортёр», «Сенсорная Божья коровка», «Подбери крышечку», «Волшебные бусинки» (из старых фломастеров, «Цветочная поляна», «Сенсорная тропа», «Массажные мячики Су-ждок» (К, «Волшебные прищепки» и др.

Совместно-образовательная деятельность: изодеятельность, конструирование, игры-экспериментирования и тд.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВКУСОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)»

«Угадай на вкус», «Угадаю, что ты ешь», «Разложи овощи и фрукты» и др.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Обоняние – вид химической чувствительности (хеморецепции, способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи». Пахучие вещества достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

«Волшебные коробочки» в капсулах из под киндер сюрпризов кладутся разные предметы источающие запах, «Угадай по запаху, что повара приготовили на обед», «Угадай по запаху, что съедобное, что не съедобное», «Найди по запаху», «Угадай, где спрятано?», «Что пахнет кислым, сладким», «Чем пахнут профессии?».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Основные параметры зрительного восприятия: форма, цвет, величина, положение в пространстве.

«Сенсорный столик», «Наряди матрёшку», «Математический планшет» (К, «Кубики Никитина» (К, конструктор «Томик», «Рамки Монтессори», «Весёлый паровозик», «Найди пару рукавичке», «Собери по образцу» (образец-фронтальный вид сложенного конструктора ЛЕГО, «Мозаика», «Пазлы», «Подбери прищепку», «Спрячь от кошки мышку», и др.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающего мира, окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Музыкальный уголок («Маракасы», коллекция CD-дисков (К, «Угадай по звуку», различные игры в совместную и самостоятельную деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности показал, что дети успешно овладели способами чувственного познания мира, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. У детей вырос уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах. Дети познакомились с эталонами цвета, формы, величины. Научились играть в дидактические игры после создания определенных условий.

Из проведенной мной работы на тему о сенсорном развитии детей, я узнала много нового, интересного и полезного для себя и для своей дальнейшей работы. В период работы над темой пополнилась предметно-развивающая среда в группе, а изучение этой темы в дальнейшем, поможет мне найти более эффективные методы и приемы знакомства детей с сенсорными эталонами.

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия для детей младшего возрастаДидактические игры и пособия для детей младшего возраста Скоро новый учебный год и я спешу поделиться с вами "Дидактическими играми и пособиями для детей младшего возраста. " Цель: создать позитивный.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возрастаДидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возраста Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические пособия для детей раннего дошкольного возрастаДидактические пособия для детей раннего дошкольного возраста Представляю вам пособия для малышей своими руками. Я работаю с малышами,которым надо постоянно развиваться, поэтому постоянно,что то придумываю. Вот.

Дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаДидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими рукамиИгры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Конспект НОД по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гости зайчик к нам пришёл»Конспект НОД по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гости зайчик к нам пришёл» Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию «В гости зайчик к нам пришёл». Интеграция образовательных.

Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Разноцветные рыбки»Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Разноцветные рыбки» Авторская дидактическая игра по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Разноцветные рыбки» Цель: развитие.

Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста» Цель: показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи: 1. Обогащать чувственный опыт детей. 2. Учить обследовать.

Дидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 годаДидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 года Лэпбук «Мир сенсорики» Введение, аннотация: Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста является одним из главных аспектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 17:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вдовкина (УИ 789394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД