Марина Николина
Опыт работы «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных приемов и методов в работе является детское экспериментирование.
Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
Федеральный закон «Об образовании» указывает на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
С введением ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
Причины интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Актуальность
Почему обратилась именно к этой теме? Считаю, что развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.
Считаю, что исследовательскую деятельность нужно вводить в образовательный процесс как можно раньше, в ней должны принимать участие все дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо обучать всему.
Поэтому в своей работе создаю такие условия, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
Проблема.
Начала свою работу с мониторинга. Результат был не утешительный. Наблюдая, за детьми детей выявила низкий уровень познавательного интереса к окружающему миру. Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Также было проведено анкетирование среди родителей. Анализ анкет показал, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение).
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Вообще на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не в полной мере. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).
Отсюда возникает противоречие между значимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным применением экспериментальной деятельности дошкольного возраста в практике образовательного процесса.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
На этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы по моей теме. Поэтому мной были поставлена цель:
Создание условий для формирования гармонично развитой личности дошкольника в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Совершенствовать представления детей о физических свойствах окружающего мира : о свойствах веществ, о явлениях в природе, о факторах среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека.
2. Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
4. Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, желание воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
6. Развивать любознательность, коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, творческий потенциал, элементарный самоконтроль своих действий.