Лкуя Орынгалеевна Сокорова
Опыт работы по совершенствованию речевого развития у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Актуальность данной проблемы обусловило выбор темы «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Исходя из важности и актуальности темы, поставила цель: создать условия для развития речи дошкольников через дидактические игры.
Реализации данной цели способствовало решение следующих задач: развитие связной речи посредством дидактических игр; формирование игровых умении; развитие интереса к дидактическим играм; воспитание самостоятельности, инициативы, навыков саморегуляции; оказание содействие активному общению со сверстниками, взрослыми.
Выстраивая систему работы, определила основные направления деятельности:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды, для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.
2. Организация работы с детьми с помощью дидактических игр.
3. Взаимодействие с родителями дошкольников.
Работая много лет с детьми, я стараюсь делать так, чтобы ребенок полюбил детский сад, и чувствовал себя в группе легко и уверенно, комфортно (как чувствует себя дома). Ведь во многом зависит, как сложатся отношения ребенка с воспитателем, сверстниками. Зная, что у каждого дошкольника социальные отношения формируются прежде всего как отношения к воспитателю.
Уже с первых дней пребывания детей в детском саду, я устанавливаю доверительные отношения не только к себе самой, но и между сверстниками. Обращаю внимание на то, как светло, чисто, нарядно в группе (комнате); как много растений, игрушек, книжек; показываю и знакомлю с настольными играми «Домино», «Лото» и др. Ко всему этому добавить доброжелательный тон, свою любовь к детям и ребенок легко адаптируется. Например, предлагая игрушку: «Посмотри Вика! Эту куклу зовут Катя. У нее красивое голубое платье. Она очень долго ждала тебя и хочет с тобой поиграть. Скажи кукле Кате, а какого цвета твое платье?» В результате завязывается речевой диалог, который направлен на игру.
Детство - это такой период жизни детей, где нужно прожить интересно, радостно и содержательно. И моя задача помочь и создать все необходимые условия. Поэтому в своей работе обращаю внимание на речь детей в течении всего дня. В нашей группе насыщенная предметно-развивающая среда, где дети самостоятельно совершенствуют свою речь, мышление, память, воображение и т. д. Проявляют личностные качества как коллективизм, умение вести партнерские отношения. Ведь правильное размещение дидактических пособий и игр, выбор мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки играет значительную роль в развитии речи детей.
В группе оформлен центр речевого развития, где размещена картотека дидактических игр по развитию речи детей, изготовленные дидактические пособия. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх. В центре речевого развития есть пособия, предметные картинки, сюжетные картинки, карточки с заданиями, материал по звуковому анализу слов, дидактические игры, игры сделанные своими руками.
Также в группе есть большой «Лего», где дети обогащают свой пассивный и активный словарь за счет слов – названии частей и деталей, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура, а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения. Учу детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, мебель, посуда, растения, птицы, животные и т. д. Группировать знакомые предметы и классифицировать их (например, посуда: чайная, столовая; обувь: летняя, зимняя) – все эти знания незаметно для детей в игровой форме запоминаются и закрепляются очень хорошо в дидактических играх.
Хочу остановится на дидактических играх, благодаря которым дети незаметно для себя обогащаются знаниями. Дидактическая игра- это познавательная, обучающая игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. В игре «Кто ушел,и кто пришел?» - закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей; падеж и число, где формируется грамматически правильная речь. Дидактическое пособие-игра «Солнышко - речистое» - развивает лексико-грамматический строй речи детей. (Например, речевые игры, входящие в пособие: «Лето-зима», «Весна - осень» обогащает словарь подбором слов по данной теме. «Он, она, они, оно» - соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями. «Что делает?» - идет закрепление использования в речи распространенных предложений; активизации глагольного словаря. «Приготовим сок или варенье» - формирование навыков образования относительных прилагательных. «Сколько?» - упражнение в согласовании существительного и числительного и др.). Мне нравятся применение дидактических игр тем, что с их помощью можно воздействовать на все стороны личности ребенка: на сознание, волю, отношения, поступки, и поведения вообще. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они хорошо способствуют развитию памяти, речи, мышлению, воображению, вниманию. Огромное влияние оказывают на умственное развитие детей.
Практика показала, что работа по речевому развитию не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого было проведено родительское собрание «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». В ходе работы с родителями была предложена консультации «Роль детской книги в речевом развитии ребенка», «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр». Совместно с родителями был реализован проект «Ступеньки к чистой речи». Такая форма работы сближает не только воспитателя и ребенка, но и ребенка с родителями. Когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление делает процесс интереснее.
В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами: выступаю на педагогических советах, методических объединениях, провожу консультации. Так для воспитателей провела семинар «Играя, развиваем речь» (форма организации «Карусель развивающих игр», консультацию «Дидактическая игра, её роль в речевом развитии дошкольников».
Являясь активным пользователем сети интернет, участником педагогических сообществ, размещаю свои материалы и разработки в социальных сетях педагогических работников. Имею сертификаты и свидетельства. Я постоянно стараюсь идти в ногу со временем. Осваиваю новые технологии, нетрадиционные методы. Поиск, инициатива, творческий подход являются моими обязательными спутниками в сложной, но интересной работе педагога. Отдаю себя работе полностью, пополняю и обновляю свои знания. Так я понимаю все требования времени и стараюсь соответствовать этим требованиям. Совершенствую свое мастерство, использую достижения педагогической науки и передовой практики.
Полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.
У детей повысился уровень развития речи, обогатился и расширился словарный запас, сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам. Так же начала совершенствоваться звуковая культура речи детей. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями. Еще в своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию разнообразных дидактических игр, с удовольствием проводят новые игры, объясняют детям правила и рады результатам.
В ходе совместной деятельности с детьми и родителями мы добились следующих результатов: повышение уровня развития речи у детей воспитанников, повышение уровня звуковой культуры речи, связной речи, словаря и грамматического строя речи, активное участие родителей в педагогическом процессе.
Я считаю что, именно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.