Атясова
Опыт работы по развитию повествовательных умений у воспитанников подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Дошкольное детство – сензитивный период развития речи. В связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Но по-прежнему центральной задачей является развитие связной речи ребенка.
Публикация «Опыт работы по развитию повествовательных умений у воспитанников подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов, в частности текстов-повествований. А применение наглядного моделирования позволяет вызвать у детей интерес, способствуя тем самым овладению навыками повествовательной речи.
Метод моделирования отвечает главному дидактическому принципу – принципу наглядности и обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи (в том числе эффективное запоминание и воспроизведение структуры рассказа). Суть использования картинно-схематических моделей заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Среди схематических моделей, отражающих особенности повествовательных монологов, можно выделить:
• круг, состоящий из трех частей, воспроизводящих структуру рассказа (начало, середину и окончание, разработанный Н. Г. Смольниковой;
• схематическую модель (в работах Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко она называется картинно-схематической, состоящую из нескольких «рамок» со стрелками, каждая из которых отображает какое-либо событие рассказа;
• картинно-схематической модели наглядно демонстрирующие способы межфразовой связи (в работах В. К. Воробьевой);
• серии сюжетных картин (можно считать в качестве еще одной разновидности моделей повествования по мнению Е. О. Смирновой).
Использование метода моделирования основано на учете возрастных особенностей и ориентировано на «золотое правило дидактики» – наглядность; позволяет вызвать у детей интерес пересказу, способствуя тем самым овладению навыками повествовательной речи.
Представляем опыт работы по формированию повествовательных умений у детей подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №117». Для обучения детей повествовательной речи мы выбрали традиционный метод обучения в сочетании с нетрадиционным средством – пересказ с опорой на мнемотаблицу.
В своей работе мы опирались на следующие принципы.
Каждое произведение для пересказа должно иметь воспитательную ценность : учить детей чему-то полезному, формировать их кругозор, моральный и эстетический опыт.
Тексты должны быть доступны по содержанию, объему и языку. Содержание должно соответствовать опыту детей, что позволит лучше понять и воспроизвести текст произведения. При выборе объема учитывается внимание и память детей, поэтому произведение должно быть небольшим. Доступность языка предполагает наличие коротких фраз, отсутствие сложных синтаксических конструкций, отягощенных деепричастными оборотами. Произведения должны быть образцовыми по использованию ярких образных средств, несложных форм прямой и косвенной речи.
Тексты подбираются динамичные, с четкой повествовательной структурой, с хорошо выраженной последовательностью действий. Для пересказов подбираются рассказы и сказки.
В своей работе воспитанникам подготовительной к школе группе мы предлагали следующие произведения для пересказа: сказка «Лиса и козел», рассказы «Для всех» Я. Тайца, «Умная галка» и «Еж» Л. Толстого.
Образовательную деятельность по обучению детей пересказу мы строили в соответствии с особенностями детского восприятия литературных текстов и особенностям памяти детей. Каждое занятие состояло из пяти частей, каждая из которых несла на себе определенную педагогическую нагрузку и осуществлялась при помощи использования различных методических приемов.
Три первых части занятия — это подготовка детей к пересказу.
Первая часть предназначена для подготовки детей к восприятию текста произведения. Необходимость подготовки детей к восприятию литературного текста подчеркивал еще К. Д. Ушинский: «Следует предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потому же читать его, не ослабляя впечатления … излишними толкованиями». Понимание текста во многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Именно поэтому перед чтением мы напоминали детям аналогичные впечатления из личного или литературного опыта. Например, перед чтением рассказа Я. Тайца «Для всех» вспомнили с детьми, как они ловили солнечных зайчиков, поиграли с зайчиками. Это позволило детям более ярко представить описанную ситуацию. Таким образом, при прослушивании рассказа словесное описание совпало с наглядным образом из их опыта.
На другом занятии нами использовался показ ситуации, сходной с ситуацией, описанной в произведении, но незнакомой детям. Перед чтением рассказа Л. Толстого «Умная галка» детям демонстрировался опыт : в стеклянный сосуд с водой бросались камешки, пока уровень воды не поднимется до края. Этот опыт подготовил детей к пониманию действий галки — героини рассказа.
Рассматривание иллюстраций до чтения произведения тоже подготавливает детей к его восприятию. Иллюстрация, изображающая встречу теленка и ежа (сказка А. Толстого «Еж», дала возможность детям увидеть и сравнить размеры того и другого, что в свою очередь помогло им воспринять комичность ситуации, в которой огромный зверь спасовал перед маленьким.
При работе со сказкой «Лиса и козел», учитывая, что дети не всегда понимают мотив поступка лисы в сказке «Лиса и козел», мы провели беседу до чтения сказки о характере лисы, о ее хитрости, коварстве, изворотливости что помогло им понять, для чего лиса заманила козла в колодец.
Подготовка к восприятию произведения позволяет детям при его чтении лучше понять содержание произведения. Только после подготовки детей к восприятию произведения мы знакомили их с текстом, выразительно читая его. Это вторая часть образовательной деятельности по обучению детей пересказу. В соответствии с методикой установки на запоминание в этой части не делается, чтобы не нарушать полноценности восприятия.
Понимание материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. Именно с целью понимания и осмысления текста детьми проводится третья часть занятия. Наши действия были направлены на то, чтобы углубить понимание текста. Параллельно велась работа над запоминанием текста и подготовкой выразительного его воспроизведения. Основным приемом осуществления этой работы была воссоздающая беседа по произведению. Беседа проводилась при помощи вопросов воспитателя. Все приемы беседы отражали последовательность событий, для того чтобы дети ее запоминали. Вопросы по тексту были направлены на восстановление последовательности произведения. В ходе беседы дети привлекались к повторению отдельных фрагментов текста через упражнения в выразительности. Кроме того, нами повторялись отдельные моменты произведения – зачитывались отрывки по выбору воспитателя или детей.
Четвертая часть. Итогом беседы служило повторное чтение произведения с установкой на запоминание.
Пятая часть — основная часть образовательной деятельности — обучение детей пересказу. По времени она самая продолжительная.
На данном этапе на наших занятиях в соответствии с темой исследования мы предлагали воспитанникам опираться на готовые мнемотаблицы для пересказа произведений. Мнемотаблица наглядно представляла детям структуру повествования, показывая, что первая рамка (картина) — это начало рассказа, середина рассказа —из нескольких эпизодов (нескольких картинок, последняя рамка — это концовка рассказа.
Каждый пересказ оценивался. Анализируя детские пересказы, мы учитывали существующие классические требования к ним:
— осмысленность текста (полное понимание);
— полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
— последовательность пересказа;
— удачная замена отдельных слов текста синонимами, или использование слов и оборотов авторского текста;
— правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
— исполнительская культура (правильная и спокойная поза, обращение к слушателям, интонационная выразительность, достаточная громкость, отчетливость произношения).
Дети, которые не успели пересказать текст в процессе занятия, обязательно заслушивались нами вне занятий.
Отметим, что детей заинтересовал способ составления повествования с помощью моделирования, воспитанники проявляли эмоциональную включенность, желание пересказать произведение. Опираясь на модель, детям было легче воспроизвести литературный текст, сохраняя его последовательность и не пропуская существенных событий.
Таким образом, использование мнемотаблиц при обучении дошкольников пересказу способствует тому, что дети охотно включаются в работу, осмысленно последовательно воспроизводят текст, в их повествовании отсутствуют существенные пропуски, нарушающие логику изложения, повествование идет в правильном ритме, отсутствуют длительные паузы, то есть совершенствуются повествовательные умения.
Считаем, что данные, полученные нами в результате опытно-практической деятельности, могут быть полезны в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.