Ольга Блинова
Опыт работы по развитию математических представлений у детей с ЗПР в системе интерактивных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание опыта работы:
«Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития в системе интерактивных упражнений группе комбинированной направленности".
Разработчик:
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 452 «Родничок»
Блинова Ольга Николаевна
Введение
Публикация «Опыт работы по развитию математических представлений у детей с ЗПР в системе интерактивных упражнений» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рассматривается актуальность интерактивных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста на современном этапе. Они позволяют наиболее эффективно выполнять задачи различных программ. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ)дает возможность сделать процесс обучения и развития детей более интересным, освобождает педагога от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего развития. ИКТ повышает познавательный интерес детей, помогает развить психические процессы.
Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников, если она организована в игровой интерактивной форме. Интерактивные упражнения и игры обеспечивают ребенку доступный ему объем математических представлений, стимулирует познавательное развитие. Использование ИКТ помогает ребенку легче усваивать понятие формы, цвета и величины. На наглядном материале более эффективно постигаются понятие числа и множества, быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; развиваются мелкая моторика, элементы наглядно-образного и теоретического мышления; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.
Разработанная авторская система интерактивных математических заданий учитывает особенности как детей с ЗПР, таки и их нормально развивающихся сверстников.
При подборе упражнений для детей с ЗПР учитываются их особенности.
Для эффективного усвоения дошкольниками программы по математике необходимы интерактивные технологии, которые способствовали бы развитию познавательного интереса и приобретения детьми способов самостоятельного решения математических ситуаций.
Проведенная диагностика математического развития детей в старшей группе комбинированной направленности по методике А. А Смоленцевой и О. В Пустовойт показала недостаточный уровень владения элементарными математическими представлениями детьми ЗПР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Обозначена цель работы:
разработка, апробация и внедрение системы интерактивных упражнений для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Закреплять ориентировку на плоскости (горизонтальном и вертикальном листе бумаги и плоскости интерактивной доски).
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, цифрами в пределах 20.
3. Развивать умение видеть составные части и множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Закреплять умение устанавливать отношения между множествами на основе счета, составление пар предметов или соединения предметов стрелками.
4. Развивать умение устанавливать размерные отношения между предметами. Систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (в убывающем) порядке по величине.
5. Закрепить представления о геометрических фигурах, их элементах в процессе рисования на интерактивной доске.
6. Дать детям элементарные представления о времени: последовательность дней недели, месяцев, времен года, используя интерактивные игры.
7. Укреплять мелкую моторику рук и развивать зрительно-двигательную координацию в системе интерактивных игр и упражнений.
8. Развивать умение применять полученные знания на практике, в другой обстановке.
9. Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие.
10. Формировать интерес, потребность в математической деятельности, стимулировать познавательную активность.
Организация и методика проведения интерактивных игр по развитию элементарных математических представлений у детей
Работа проходила в три этапа.
Первый этап – организационный:
• Обследование математических представлений у детей ЗПР и нормально развивающихся детей на начало учебного года по методике А. А. Смоленцевой и О. В. Пустовойт.
• Разработка математических интерактивных игр и упражнений.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
Второй этап – основной:
• Апробация и обобщение опыта работы по использованию интерактивных игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений.
Третий этап- итоговый:
• Итоговая диагностика детей по методике А. А. Смоленцевой и О. В. Пустовойт.
Краткое содержание работы на первом этапе
В данной главе раскрыты условия, которые созданы в группе и детском саду для развития элементарных математических представлений у детей:
- организация оптимальной предметно-развивающей среды (математические игры, пособия, в том числе авторские по разным разделам математики);
- центр интерактивных технологий (интерактивная доска, работающая по технологииTouch, ноутбук, принтер, ламинатор);
- кабинет информационных технологий, оборудованный необходимыми современными ИКТ и отвечающий требованием СанПин;
- дети старшего дошкольного возраста проходят пропедевтический курс по ознакомлению с ИКТ, разработанный педагогом дополнительного образования. В результате данной работы все дети имели элементарный навык работы с компьютером.
Для решения поставленных задач были определены основные направления работы, которые заключались в разработке универсальных электронных пособий, содержащих интерактивные компьютерные игры и упражнения по развитию математических представлений у детей с ЗПР.
Все интерактивные игры и упражнения были обобщены в систему электронных пособий «Считалочка», направленных на формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР. Каждое электронное пособие содержит сюжетную линию, которая объединена одним персонажем – девочкой Считалочкой.
При разработке системы интерактивных игр и упражнений решались не только задачи, направленные на развитие математических представлений у детей, но и задачи на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Кроме этого, в интерактивные игры и упражнения включались задачи на развитие зрительно-моторной координации, развитие познавательных интересов.
Ценность электронного пособия в том, что оно может быть использовано в ходе организации непосредственно-образовательной деятельности как полностью, так и частично в зависимости от задач, которые решает педагог. Это облегчает и построение индивидуальной работы. Определив трудности ребенка, воспитатель или учитель-дефектолог выбирает необходимые упражнения и отрабатывает их при помощи компьютера.
Таким образом, используя электронные пособия, педагоги имеют возможность составить индивидуальный маршрут (комплектовать игры и упражнения строго индивидуально для каждого ребенка в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения).
У всех упражнений продуман финал, все игры имеют логическое завершение и поощрительную анимацию в конце. Ребенок знает результат, получая одобрение или предложение подумать ещё. При необходимости имеется возможность повторения игрового упражнения сначала.
Каждое электронное пособие простое в управлении: имеет интуитивно-понятный интерфейс со всплывающими подсказками и полностью озвученными элементами навигации, с четким но ненавязчивым откликом на действия ребенка. Управление осуществляется при помощи компьютерной «мышки» (если работа проводится на ноутбуке, либо при помощи руки (если работа осуществляется на интерактивной доске).
Содержание работы на втором этапе
На втором этапе проводилась апробация и обобщение опыта работы по использованию интерактивных игр по математике в работе с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности.
Работа проводилась в течении одного года в форме организации занятий и индивидуальной работы.
В электронных пособиях постепенно увеличивался уровень сложности упражнений, который определялся строго индивидуально для каждого ребенка в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения.
Компьютерные технологии включались в структуру традиционной организации занятий и в структуру индивидуальной работы учителя-дефектолога, как дополнительные инновационные элементы, позволяющие максимально привлечь ребенка к активной деятельности.
Разработанные электронные пособия, дидактические игры и упражнения, входящие в структуру каждого пособия являются важным средством развития математических представлений у детей, так как благодаря динамичности, эмоциональности и заинтересованности детей они дают возможность повторять нужные математические упражнения много раз.
К каждому электронному пособию разработаны примерные конспекты интерактивных игр и упражнений.
Содержание работы на третьем этапе.
На третьем этапе была проведена итоговая диагностика по развитию математических представлений у детей, которая показала следующие результаты:
Дети улучшили свои результаты в заданиях по ориентировке. У детей с ЗПР лишь один ребенок показал низкий результат. У детей с нормой развития высокие и средние показатели.
В играх, направленных на количественный и порядковый счет, дети допускают единичные ошибки, которые исправляют самостоятельно.
Дети хорошо научились составлять и решать арифметические задачи. Лишь один ребенок с ЗПР показал низкий результат.
В заданиях на измерение как дети с ЗПР, так и их нормально развивающиеся сверстники показали высокие результаты.
Уменьшилось количество ошибок в умении распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
У воспитанников повысился положительный эмоциональный настрой при выполнении математических упражнений.
Отмечается повышение познавательной активности, качественное улучшение психических процессов: памяти, внимания, мышления.