Папки-передвижки

Опыт работы по проектной деятельности и приобщение детей к природе

Татьяна Исакова
Опыт работы по проектной деятельности и приобщение детей к природе
▼ Скачать + Заказать документы

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга,

иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.

Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»

(Э. Н. Голованова)

Предисловие

Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, Я. А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой и "братьями меньшими". Даже если взрослые "выводят" или "вывозят" детей на природу, они не всегда могут правильно организовать детскую деятельность, поддержать познавательный интерес, пробудить эмоции.

Нельзя дать ребенку полное представление о природе с помощью картин, фотографий, фильмов, поскольку важно воспринимать её с помощью всех органов чувств. Необходимо помочь дошкольнику соприкоснуться с чудом распускающейся почки, помочь увидеть красоту необыкновенного оперения птиц, позволить насладиться их музыкальным голосовым разнообразием.

Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов (проектная деятельность, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Проектная деятельность позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, испытать радость экспериментирования с объектом природы, увидеть новое в знакомом и знакомое в новом, вычленить простейшие закономерности, осознать их непреложный характер. Поэтому очень важно было объединить наблюдения в природе, экспериментирование с изобразительной, двигательной, художественной и музыкальной деятельностью.

В решении целей и задач экологического образования дошкольников эффективным методом является реализация экологических проектов. Один из них – информационно-экологический проект "Птицы нашего города" был успешно реализован мной с воспитанниками старшего дошкольного возраста, педагогами МКДОУ «Детский сад № 9» и совместно с родителями в 2013-2014 учебном году.

Обобщение опыта работы по реализации проекта.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы нашего города» выбрана мной не случайно. Кого животных или птиц мы чаще всего видим в наших городах? Конечно, птиц. Здесь, в нашем городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом.

Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны помочь нашим воспитанникам увидеть это, пополняя представления дошкольников о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята парциальная программа «Наш дом – природа» под редакцией Рыжовой Н. А., элементы парциальной программы «Юный эколог» Николаевой Т. А. Был составлен перспективный план совместной деятельности с дошкольниками в рамках темы, выбранного проекта, а также план совместных эколого-охранных мероприятий с участием родителей.

Во время работы в рамках проекта «Птицы нашего города» мы с воспитанниками тесно сотрудничали с изоруководителем, педагогом дополнительного образования по ручному труду, музыкальным руководителем, и конечно с родителями. Эта работа оказалась привлекательной для мам, пап, бабушек, дедушек и помогла всем сблизиться. Проект нацелил взрослых на совместное чувственно-эмоциональное общение со своими детьми, подарил дошкольникам многочисленные воспоминания взрослых из своего детства.

Неотъемлемой частью нашей проектной деятельности с воспитанниками в познании птиц являлся метод наблюдения, во время которого дети учились видеть красоту окружающего его мира. Эти наблюдения дополнялись художественными рассказами, просмотрами иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, голосов птиц, образными движениями танца и др. Все свои впечатления мои воспитанники отражали в рисунках, лепке, танцах, поделках.

Для обобщения и закрепления полученных знаний детей о птицах мы использовали различные дидактические, подвижные, досуговые игры.

Самой захватывающей и увлекательной деятельностью для дошкольников в проекте стало экспериментирование. Дети с большим удовольствием и активным интересом участвовали в «птичьих» исследованиях: рассматривали через лупу пуховые и маховые перья, проводили эксперименты по их движению в воздухе. Родители со всей серьезностью отнеслись к разного рода исследованиям детей, поддерживали их познавательный интерес к этой теме. Дети почувствовали внимательное и уважительное отношение взрослых к своим детским открытиям - что явилось прекрасным стимулом для дошкольников в работе над данным проектом. Многие родители, с интересом участвовавшие в работе по проекту, также узнали для себя много нового, изменили свое отношение к опыту общения со своими детьми.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков отличались разнообразием. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», «скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.

Особое внимание, я уделила обогащению познавательной литературой и наглядными пособиями экологического центра группы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н. А. С помощью использования интернет-ресурсов пополнилась наша фонотека птичьими голосами, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.

Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами детей, где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых, пробовали свои силы в отгадывании загадок про птиц, рассматривали фотографии, иллюстрации птиц нашего города. Особый интерес вызвало разгадывание кроссворда «Птицы».

Почти все семьи приняли активное участие в «Конкурсе кормушек», сборе разнообразного корма для птиц.

Традиционным стало проведение с воспитанниками экологических акций «Природа жалуется», «Покормите птиц зимой», «Домик для птиц». Новым включение в нашу работу с воспитанниками по проекту стало изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц», «Покормите птиц зимой» и др., которые использовались в проведении акций.

Важным методом в работе с детьми над проектом является слово, и именно его правильное использование в разных формах работы с детьми позволяет удовлетворить любопытство моих воспитанников по многим вопросам. Диалог, беседа с детьми – это четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи между птицами и средой обитания. А осознание того, что все на земле связанно друг с другом, необходимо друг другу, всё друг от друга зависит, и исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологического равновесие в природе – закрепляется в экологических дидактических играх.

Совместно со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, педагог доп. образования по ручному труду, изоруководитель) наша работа в рамках проекта «Птицы нашего города» охватила разные виды детской деятельности. Мои воспитанники разучили красивые стихи и песни о птицах, научились делать методом оригами птичек, украсили своими работами выставку детских рисунков «Наши друзья-птицы», приняли участие в фотовыставке «Птицы на кормушке».

Продолжая пополнять знания детей интересными фактами, мы часто организовывали экскурсии-наблюдения за птицами, прилетающими на участок нашего детского сада в разное время года, что позволяло дошкольникам замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.

Итоговым мероприятием нашей работы с воспитанниками по проекту «Птицы нашего города» стало открытое мероприятие «Праздник птиц». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, о правилах поведения в природе, украсили своими поделками-птичками деревья на территории ДОУ.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

Не только высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений о птицах нашего города, но и развитие эмоциональной отзывчивости, появление желания защищать, облагораживать природу и любоваться ею - свидетельствует об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.

Перспектива дальнейшей деятельности.

1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:

Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского

Экскурсии в зоомагазин.

Организация дня наблюдений за птицами.

Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.

Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».

Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.

Изготовление листовок «Берегите птиц»

Конкурс кормушек и поилок для птиц.

2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:

Участие в акции «Посади дерево».

Проведение субботника по уборке территории детского сада.

Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.

Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по проектной деятельности и приобщение детей к природе
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 19:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по проектной деятельности и приобщение детей к природе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Исакова (УИ 1037946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД