Приложение МААМ

Опыт работы по организации наставничества

Юлия Пискова
Опыт работы по организации наставничества
▼ Скачать + Заказать документы

1. Наименование практики «Наставничеством на рабочем месте»

1.1. Актуальность: Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.

1.2. Цель: Помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Задачи:

1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодых воспитателей.

2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

3. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

4. Изучение и показ приемов использования инновационных технологий во время ВОД и в других режимных моментах.

5. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности

6. Изучение культуры ведения документации.

7. Формирование современной развивающей предметно-пространственной среды.

1.3. Теоретическое обоснование практики.

Данной проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при освоении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.

1.4. Условия функционирования данного опыта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №403 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Кадровые условия:

Наставник

Молодой педагог

Куратор

II. Описание самой практики: в чем состоит деятельность наставников, куратора, иных участников практики

Этап вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.

Я, как педагог- наставник, должна помочь молодому педагогу пройти этот путь «безболезненно» и «без осложнений».

Мой педагогический стаж деятельности 18 лет. Из которых я 16 лет проработала воспитателем и 2 года старшим воспитателем. В последние годы число сотрудников со стажем работы растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. Поэтому назревает вопрос «С чем это связано?»

Это связанно со многими факторами: это утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, имеющих комбинированную направленность, и низкое материальное поощрение за работу, большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и нескончаемые требования к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Именно поэтому систему с начинающим воспитателем я представляю в виде «Педагог-педагог»

Этапы становления молодого специалиста включают:

• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.

1 Направление — это профессиональное самоопределение

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактулизация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой.

И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение.

На данном этапе выделяется два уровня профессионального самоопределения:

1) диагностический: анкетирование молодого педагога, узнавание его жизненных целей и позиций, т. д.

2) практический уровень: на этом уровне молодой педагог переосмысливает полученные знания, с которым он пришёл к нам в учреждения, и которые может применить на практике.

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - способность выходить за рамки самого себя, а главное умение человека находить новые мысли в конкретном деле.

2 Направление - стадия адаптанта

Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Для каждой профессии есть свой набор требований и ожиданий. Так, например, молодой педагог осваивает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения

Я использую разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятия используются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотры-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.

Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Кейс –технология. Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.

Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.

«Педагогический ринг». Совершенствование профессиональных знаний педагогов, общей эрудиции позволяет повысить научно-методический уровень и успешно решает проблему вовлечения педагога в профессиональную деятельность.

3 Направление - личная профессиональная перспектива

Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика. Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.

На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своей странички в интернет ресурсе, куда вносятся педагогические находки, достижения и т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.

Персональный сайт – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, ведение сайта может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда.

Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:

Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога образует образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее,

закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни детского сада я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.

Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за

ними».

Описание результатов практики

Критерии эффективности работы наставника

К результатам моей работы наставника относится:

– повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

– количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

– снижение числа жалоб от родителей и педагогов.

Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Механизмы мотивации и поощрения наставников

Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне.

В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.

Алгоритм, этапы внедрения практики

Критерии результативности:

1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями.

2. Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».

3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом.

4. Подведение итогов, выводы.

Данные о результативности:

Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога:

выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования;

культура ведения документации;

удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества;

реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания;

использование в профессиональной деятельности информационных технологий;

комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника;

использование инновационных форм, методов образования;

создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды;

обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе;

участие в инновационной работе;

осуществление самообразования;

профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей;

дисциплинированность и ответственность.

Алгоритм внедрения практики:

1. Сбор информации о молодом специалисте.

2. Сбор информации о наставнике.

3. Формирование наставнических пар.

4. Составление плана работы.

5. Накопление теоретического и практического материала.

6. Описание опыта роботы.

Инструменты мониторинга:

Форма наставничества "педагог - педагог" предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Анкета наставляемого

Анкета наставника

Возможность тиражирования практики

- обучение на рабочем месте;

- реализация практики наставничества;

- участие в работе методических объединений (ДОУ, района);

Возможность масштабирования практики

Данная практика возможна в случае увеличения количества участников без изменения качества результата.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Использование кайдзен-технологии при организации предметно-развивающей среды детского сада. Опыт работыИспользование кайдзен-технологии при организации предметно-развивающей среды детского сада. Опыт работы Кайдзен — это японская философия или практика, которая подразумевает непрерывное совершенствование. Технология Кайдзен в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации наставничества
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 21:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации наставничества» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пискова (УИ 537661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД