Юлия Пискова
Опыт работы по организации наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
1. Наименование практики «Наставничеством на рабочем месте»
1.1. Актуальность: Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.
1.2. Цель: Помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодых воспитателей.
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и показ приемов использования инновационных технологий во время ВОД и в других режимных моментах.
5. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности
6. Изучение культуры ведения документации.
7. Формирование современной развивающей предметно-пространственной среды.
1.3. Теоретическое обоснование практики.
Данной проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при освоении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
1.4. Условия функционирования данного опыта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №403 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Кадровые условия:
Наставник
Молодой педагог
Куратор
II. Описание самой практики: в чем состоит деятельность наставников, куратора, иных участников практики
Этап вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.
Я, как педагог- наставник, должна помочь молодому педагогу пройти этот путь «безболезненно» и «без осложнений».
Мой педагогический стаж деятельности 18 лет. Из которых я 16 лет проработала воспитателем и 2 года старшим воспитателем. В последние годы число сотрудников со стажем работы растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. Поэтому назревает вопрос «С чем это связано?»
Это связанно со многими факторами: это утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, имеющих комбинированную направленность, и низкое материальное поощрение за работу, большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и нескончаемые требования к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Именно поэтому систему с начинающим воспитателем я представляю в виде «Педагог-педагог»
Этапы становления молодого специалиста включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
1 Направление — это профессиональное самоопределение
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактулизация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой.
И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение.
На данном этапе выделяется два уровня профессионального самоопределения:
1) диагностический: анкетирование молодого педагога, узнавание его жизненных целей и позиций, т. д.
2) практический уровень: на этом уровне молодой педагог переосмысливает полученные знания, с которым он пришёл к нам в учреждения, и которые может применить на практике.
Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - способность выходить за рамки самого себя, а главное умение человека находить новые мысли в конкретном деле.
2 Направление - стадия адаптанта
Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Для каждой профессии есть свой набор требований и ожиданий. Так, например, молодой педагог осваивает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения
Я использую разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятия используются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотры-конкурсы, решение педагогических ситуаций.
Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.
Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.
Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
Кейс –технология. Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.
Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.
«Педагогический ринг». Совершенствование профессиональных знаний педагогов, общей эрудиции позволяет повысить научно-методический уровень и успешно решает проблему вовлечения педагога в профессиональную деятельность.
3 Направление - личная профессиональная перспектива
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика. Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своей странички в интернет ресурсе, куда вносятся педагогические находки, достижения и т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Персональный сайт – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, ведение сайта может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:
Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога образует образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее,
закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни детского сада я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.
Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за
ними».
Описание результатов практики
Критерии эффективности работы наставника
К результатам моей работы наставника относится:
– повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
– количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
– снижение числа жалоб от родителей и педагогов.
Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне.
В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
Алгоритм, этапы внедрения практики
Критерии результативности:
1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями.
2. Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».
3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом.
4. Подведение итогов, выводы.
Данные о результативности:
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога:
выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования;
культура ведения документации;
удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества;
реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания;
использование в профессиональной деятельности информационных технологий;
комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника;
использование инновационных форм, методов образования;
создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды;
обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе;
участие в инновационной работе;
осуществление самообразования;
профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей;
дисциплинированность и ответственность.
Алгоритм внедрения практики:
1. Сбор информации о молодом специалисте.
2. Сбор информации о наставнике.
3. Формирование наставнических пар.
4. Составление плана работы.
5. Накопление теоретического и практического материала.
6. Описание опыта роботы.
Инструменты мониторинга:
Форма наставничества "педагог - педагог" предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
Анкета наставника
Возможность тиражирования практики
- обучение на рабочем месте;
- реализация практики наставничества;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, района);
Возможность масштабирования практики
Данная практика возможна в случае увеличения количества участников без изменения качества результата.