Папки-передвижки

Опыт работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы

Елена Шарапова
Опыт работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Основным направлением своей работы я выбрала - обучение дошкольников грамоте.

Мне хочется поделиться опытом работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.

Публикация «Опыт работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы» размещена в разделах

В целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии, мы ввели более раннее начало обучения грамоте. Тут мы опирались на то, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивостью к звуковой стороне речи.

Однако, с каждым годом контингент детей, поступающих в логопедические группы усложняется.

В связи с этим было необходимо пересмотреть подходы организации детей на занятиях. Мы добивались выполнения элементарных правил поведения. Ведь если дети с самого начала не научатся отличать занятия от своего свободного времени, в дальнейшем будет очень трудно организовать их, на занятиях не будет дисциплины, что в свою очередь скажется на качестве усвоения знаний.

Далее, когда дети усвоят правила поведения, форма проведения занятий может быть различной.

Мы проводили занятия за столами, перемещаясь по группе, сидя на ковре.

Другим важным моментом является совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы сразу даем его графическое изображение - букву, упражняем детей в написании буквы печатным шрифтом, мелом на индивидуальных досках и карандашами в тетрадях. Это вызывает интерес к занятиям. Дети с удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании.

Знакомство с буквами проводится в игровой форме (игра "На что похожа буква", игра "Как построить букву" - из палочек, из элементов на фланелеграфе, затем дети сами строят буквы у доски (Р) двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки опустив их вниз, и получается буква М; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква Н, поэтому буквы легко запоминаются.

У детей первого года обучения уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.

На занятиях по обучению грамоте мы используем игру "Живые буквы". Проводим ее, также, как игру "Живые звуки", в различных вариантах.

Буквы могут "двигаться", "меняться местами", отчего появляется новое слово. Слово может преобразовываться в игре - одни буквы "уходят", другие "становятся" на их место: сом - сок - сук.

В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твердыми звуками.

Твердые звуки синие - как твердый синий лед, мягкие звуки зеленые — как мягкая зеленая, трава, используются жесты ("кулак" - твердый звук, "щепотка" - мягкий звук, тем самым задействуй ассоциативный уровень мышления.

Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например так; "Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные а, у,ы,э (ма, а когда за "согласными буквами становятся гласные - и, е, е, ю, я (которые смягчают все согласные звуки, то они сразу становятся мягкими, и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя).

Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный, речедвигательный, слуховой, тактильный. Известно, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Так, например, дети долго не могли усвоить понятия: "гласный, согласный звуки", так как они являлись для них абстрактными (звук нельзя потрогать, увидеть, попробовать на вкус, тогда мы ввели работу со шнурками (красный длинный шнурок — помогал усвоить гласные звуки, синий короткий согласные звуки). То есть у каждого звука была предметная соотнесенность.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Но дети не могут овладеть звуковым, анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слова предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой - либо звук, будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где - то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них. фишкой.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки, под схемой,

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове.

Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове мы используем игру "Найди свое место в слове". Чтобы: дети лучше ориентировались в таких, понятиях, как. начало, середина, конец слова, мы используем следующее: изображение рыбы, ящерицы. делится на три части ( соответственно: голова - начало слова, туловище - середина, хвост -конец, три карточки разного цвета обозначают (красная - гласный звук, синяя - согласный твердый, зеленая - согласный мягкий) Затем логопед называет слово и просит определить место какого-либо звука в этом слове. Ребенок выходит к доске и соответствующей карточкой закрывает то место, где находится названный звук в данном слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.

Закрепление умения определять местоположение звука в словах проходит в играх "Как их зовут?", "Какое слово задумано?’". Карточки для последней игры изготавливаются не только с учетом изучаемого звука и буквы, но и с учетом лексической темы изучаемой на данном этапе. (Р) При изучении, темы "Деревья" загадываются слова обозначающие названия деревьев.

Игра: "Поймай конец и продолжай" - в ходе этой игры дети называют цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего.

Игра: " Сколько звуков сосчитай, всем им место в слове дай" (Карточки разделены на две части, в верхней половине числовой ряд, соответствующий количеству звуков в слове, в нижней кармашки для букв.

Совмещение работы над звуком и буквой, тщательная, кропотливая работа над звуковым анализом, приводит к тому, что формирование навыка чтения происходит быстрее.

Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учим детей членить предложения на слова и читать эти предложения. Дети усваивают разницу между словом и предложением, соблюдают паузы, между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения, усваивают некоторые орфограммы (правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу).

Здесь могут возникнуть трудности. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли. Тут необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит; чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т. е. письмо). Поэтому мы проводим упражнения с разрезной азбукой, печатание, а также, накопление слов с изучаемой орфограммой проходит в игре "Волшебные круги"(в центре круга написана орфограмма, (Р) правописание ШИ - ЖИ, а вокруг слоги. Дети должны соединить орфограмму со слогом и прочитать получившееся слово).

Хорошо использовать на занятиях рифмованные упражнения. Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т. д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку,

Хочется отметить еще вот что. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Ребенок на занятии читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как работа не захватывает их. Поэтому особое внимание, мы уделяем игровым приемам и детским играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

И в заключение, хочется привести еще несколько игр, используемых нами на занятиях. Для лучшего усвоения детьми согласования существительных с числительными мы изготовили "Речевое лото" почти на все лексические темы и на многие звуки. Кроме того, задания на согласование существительных с числительными включаются и в другие игры.

Так, например, в играх: "Какой сок?" (контур чашки вырезается из цветного картона, с обратной стороны наклеивается изображение фрукта, овоща, ягоды. На цветную сторону можно наклеить квадраты, круги, треугольники. Ребенок отвечает так: "У меня в желтой чашке с тремя зелеными кружочками - малиновый сок", "Какой суп? "Какая каша?" дети не только учатся образовывать относительные прилагательные, но и согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными, уточняются знания, детей о цветах и оттенках, геометрических фигурах, закрепляется навык чтения.

По темам "Одежда", "Обувь" усвоение качественных и относительных прилагательных происходит при помощи карточек: с одной стороны контур одежды, обуви, а с другой кусочек ткани, кожи, меха. Ребенок отвечает так: "У меня черные, кожаные сапоги". С удовольствием дети разгадывают ребусы, кроссворды. Родственные слова усваиваются с помощью наглядности (например картинка с изображением листа и дальше добавляются окончания -ок,-ик.)

В работе над предложением мы используем следующие игры: "Волшебный телевизор" - составление предложений по картинкам (на наборном полотне выставлены картинки. Дети должны выделить первый звук в названии каждой картинки, данные звуки сложить в слово. Если ребенок правильно выделил звуки, назвал слово, то на экране телевизора появляется картинка. Далее с предметом изображенном на картинке составляется, предложение., "Закончи предложение" - договаривание начатых логопедом предложений по картинкам или данным словам, "Для того, чтобы. ", "Сначала, а потом. " - в этих играх дети упражняются в образовании сложноподчиненных предложений, "Путаница" - работа с деформированной фразой, "Кто длиннее" - распространение предложений. К концу обучения дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, но и хорошо, а некоторые бегло читают легкие тексты. Дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребенка.

[/h4]

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы
Опубликовано: 24 января 2023 в 15:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по-обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шарапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД