Татьяна Щеглова
Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ детский сад № 25
Щеглова Т. И. 1 категория
Я работаю воспитателем в МБДОУ «Алёнушка» с 1994 года. В нашем детском саду, мы реализуем образовательную программу разработанную на основе примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л. А. Парамоновой.
В рамках этой программы я, как воспитатель, реализую задачи по обучению детей правилам дорожного движения и их пропаганде среди родителей.
Публикация «Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
В своей работе я опираюсь не только на данную программу, но и использую следующие технологии:
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Методики:
- Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД»;
- К. Ю. Белая, А. А. Кондыкинская, В. И. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
- Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения».
Для формирования знаний, умений и навыков по профилактике детского дорожного травматизма, я планировала свою работу комплексно по всем областям организованной образовательной деятельности, в тесном взаимодействии с другими специалистами: психологом, физоргом, музыкальным руководителем, медсестрой. Дети объединялись в группы по интеллектуальному развитию, степени возбудимости.
Для них создавались специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определенного навыка. Устраивала игры-соревнования: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Лучший пешеход», театрализованные инсценировки «Школа светофорных наук», «Мы едем, едем, едем…».
Формируя навыки детей, я использовала все доступные формы и методы работы, с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей:
- экскурсии, целевые прогулки в школу № 3, где есть автогородок, к остановке, к перекрестку, по улице;
- заучивание стихов;
- чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа –милиционер», «Моя улица», «Скверная история», И. Лешкевич «Азбука безопасности»; Я. Аким «Улица», В. Семерин «Запрещается-разрешается»;
- просмотр мультфильмов: «По улице мостовой», «Замечательный подарок», «Уроки за рулем»;
- прослушивание аудиозаписи: «Приключение в городе поющих» светофоров»;
- беседы: «Два светофора», «Кто регулирует движение транспорта», «Опасные предметы на дороге», «Если вы вежливы», «Полезные знаки».
Знания детей закреплялись в режиссерских играх: «Улица», «Кто проедет первый?»;
- в дидактических играх и упражнениях: «Найти отличия», «Дорожная грамота», «Автотрасса», «Разложи по группам», «Составь рассказ про знак»;
- в игровых ситуациях: «Вежливые дети», «Где играете в хоккей, ответьте дети поскорей», «Твой друг собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы», «Кому и что говорят сигналы».
Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами движения, привлекались школьники – бывшие выпускники ДОУ. Они участвовали в развлечениях: «На лесном перекрестке», «Правила дорожные знать каждому положено», в изготовлении атрибутов к режиссерским играм «Улица», «Кто проедет первый?».
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков безопасного поведения на улице, я разработала перспективный план работы с детьми, родителями взаимодействуя со специалистами.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями проводилась следующая работа : беседы индивидуальные и групповые: «Выход и посадка в автобус вместе с детьми», «Переход проезжей части на нерегулируемом перекрестке вместе с ребенком», заседание круглого стола, диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Стала традицией в моей группе ежегодная викторина с родителями и детьми «Счастливый случай», на который дети демонстрируют свои знания о правилах дорожного движения, а родители делятся опытом воспитания у детей, привычки правильного поведения на улице, решают проблемные ситуации, получают ответы на вопросы от сотрудников ГИБДД. Один раз в полугодие организовываю выставки детских рисунков, поделок по темам: «Улица», «Дорожные знаки». Выставки ориентируют родителей на то, чтобы те постоянно проговаривали с ребенком правила поведения на дороге, на пешеходном переходе и сами были примером.
В диспутах, на заседаниях круглого стола, я использовала для прослушивания аудиозаписи бесед с детьми, родительским собранием – анкетирование для изучения знаний родителей о способах и методах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. В моей группе имеется папка «Для вас, родители», которая систематически обновляется материалами для родителей по формированию навыков по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
В работе с родителями использую такое нововведение «Минутки в детском саду». Успешное воздействие этого вида работы в диалогическом каждодневном общении с родителями детей о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый родитель продолжает тему минутки со своим ребенком перед выходом из детского сада на улицу или сразу после выхода.
Все организованные мероприятия считаю, дисциплинируют родителей, они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, проявляют инициативу в пополнении материалов для папки, в приобретении детской литературы для книжного уголка группы, наглядных материалов, повышают компетентность родителей в формировании у детей знаний о правилах дорожного движения.
Таким образом, систематически организованная работа по профилактике детского дорожного травматизма, интеграция областей образовательной деятельности способствует более эффективному обучению дошкольников основам знаний правил дорожного движения, расширению кругозора, закреплению моделей поведения в различных ситуациях на проезжей части и во дворе.