Ольга Александровна Яковлева
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Публикация «Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в ответственный период жизни, для чего необходима огромная, каждодневная работа в ДОУ и семье.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольника, на пропаганду здорового образа жизни. Сегодня медики не состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа по формированию потребности в здоровом образе жизни ложится на плечи педагогов.
Я считаю одним из средств решения обозначенных задач становится здоровьесберегающие технологии в непосредственно образовательной деятельности.
Цель. Воспитание у дошкольников культуры здоровья – грамотность в вопросах здоровья и потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Задачи. Воспитывать валеологическую культуру как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Пополнять и обобщать знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Формировать умения позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Для решения поставленных задач первым делом я совместно со вторым воспитателем организовала предметную среду для непосредственной образовательной деятельности, соответствующая возрасту детей (5-6 лет) :
- освещение группы соответствует требованиям СанПин;
- мебель соответствует возрастным особенностям дошкольников, она регулируется под рост ребенка;
- в группе соблюдаются гигиенические требования и режим проветривания;
- созданы зоны отдыха – ковры, уголок отдыха и уединения.
В непосредственно образовательную деятельность я включаю различные здоровьесберегающие технологии.
По мере утомляемости детей в деятельности провожу физминутки или динамические паузы продолжительностью 2-5 мин.
А также подвижные и спортивные игры малой и средней подвижности. Это игры с правилами, где используются естественные движения («Море волнуется», «Где мы были…», «Мыши и сыр»)
В заключительной части непосредственно образовательной деятельности использую релаксационные приемы. Систему расслабляющих упражнений направляю на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижения двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Релаксация проходит под спокойную музыку (Чайковского, Рахманинова, под звуки природы, моря.
Для тренировки движений пальцев кисти рук включаю в деятельность пальчиковую гимнастику или игры. в результате этих игр кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки в непосредственно образовательной деятельности использую гимнастику для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения («Снежинки», «Тучки и солнышко», «Стрельба глазами»).
Для укрепления дыхательных путей и дыхательной мускулатуры использую дыхательную гимнастику. Эти упражнения также позволяет улучшить самочувствие детей во время образовательной деятельности. Провожу дыхательные упражнения в увлекательной форме («Осенние деревья», «Фонарики», «Султанчики» - с использованием красочных атрибутов).
Организую увлекательные игры на дыхание в опытно – исследовательской деятельности – во время игр с водой («Остудим воду», «Шторм на море» - во время опытов с игрушками и кораблями, с бумагой («Чей листок дальше», «Снегопад», «Снежинки», с тканью («Высушим платочек», «Флажок на ветру»).
Для положительного тонуса и эмоциональной устойчивости во время образовательной деятельности использую самомассаж (лица, тела, ног, биологически активных точек). Самомассаж провожу в игровой форме, виде 5 минут двигательной паузы («У жирафа…», «Снеговик», «Молоточки»).
Для массажа использую нетрадиционный материал: шишки, орешки, карандаши, массажные мячи, крупы и мешочки с крупами, а также различные массажные дорожки с использованием спортивного оборудования.
Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению дошкольников – активное взаимодействие с родителями воспитанников.
В своей работе не отказываюсь от старых, традиционных форм – собрания, консультации, но и стараюсь использовать нетрадиционные формы организацииобщения с родителями.
В свою работу включаю не только здоровьесберегающие элементы, он и организую тематическую познавательно-исследовательскую деятельность где дошкольники расширяют свои представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье («Где прячется здоровье», «Я и мое здоровье»)
В познавательно игровой деятельности дети знакомятся о зависимости здоровья человека от правильногопитания, в ходе дискуссий, рассуждений определяют полезные и вредные проукты питания для здоровья человека, основываясь на своем опыте и ощущениях («Каша – пища наша», «Витамины на окне»)
Расширяют свое представление о роли гигиены и режиме дня для здоровья человека («В гостях у Мойдодыра», «Мыло и вода – наши лучшие друзья»).
Через познавательную деятельность дошкольники знакомятся с основами техники безопасности и правилами поведения на улице, дороге, дома, в лесу («В мире электроприборов», «Незнакомые люди», «Будь осторожен с огнем»)
Активно привлекаю родителей к совместным мероприятиям с детьми: участие мам и пап в детских праздниках, где широко использую подвижные игры, игры – эстафеты, обязательно присутствует музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроения. Такие мероприятия проходят интенсивно и весело, что способствует пониманию ребенком о значимости здоровья и умения бережно к нему относится.