Галия Курмакаева
Использование мнемотехники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу сегодня рассказать вам о моей педагогической находке – это МНЕМОТЕХНИКА.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдается: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Наши дети, несмотря на свой юный возраст, легко пользуются смартфонами, планшетами, компьютерами, где они получают большой поток информации, но, не имея навыков аккумулировать и систематизировать полученные сведения, им не под силу удержать в памяти такое количество информации. Поэтому у них нарушается внимание, ухудшается память, страдает речь. И если не начать тренировать память в дошкольном возрасте, то впоследствии ребенку будет сложно учиться в школе.
Публикация «Использование мнемотехники в детском саду» размещена в разделах
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано наглядно образное мышление, воображение. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания. А эти психические процессы тесно связаны с речевым развитием детей. Вот поэтому я и стала использовать в своей работе мнемотехнику. Мнемотехника - это система приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций. Она помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. У детей улучшается память, внимание, воображение, фантазия.
Расширяются представления об окружающем мире. Формируется наглядно - образное мышление, умение выстраивать логические цепочки. Обогащается словарный запас.
Структуру мнемотехники можно представить так: (показ схемы)
Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение.
Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемокватратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составит рассказ из нескольких предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. Каждому квадрату соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или заучивается стихотворение. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Работа с мнемотаблицами делится на три этапа.
1 этап – это рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – это перекодировка информации, то есть преобразование абстрактных символов в образные.
3 этап – это после перекодирования пересказ сказки или рассказа на заданную тему.
Как любая работа, мнемотехника строится на основе плавного перехода от простого к сложному. Я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Чаще всего я применяю мнемотехнику на индивидуальных и подгрупповых занятиях со старшими дошкольниками. Я никогда не показываю больше двух мнемотаблиц за один раз. И количество квадратов в них не больше 9. Потому что, когда сразу, даешь много информации, ребенок устает, и нет положительного эффекта, которого ожидаешь. А еще я стараюсь избегать однообразия. Один раз мы заучиваем стихотворение, другой раз – пересказываем сказку, в третий знакомимся с сезонными изменения в природе, в следующий раз – составляем описательный рассказ и т. д.
Недавно (с ноября) я стала применять мнемотехнику с детьми средней группы. Казалось бы, тут применять её рановато, но я все же решила попробовать. Я стараюсь использовать понятные для их восприятия красочные изображения, чтобы привлечь детей, так как они быстрее запомнят цветные образы: солнце – желтое, трава - зеленая, снег – белый и т. д. А когда они подрастут, постепенно стану заменять их на схематичные, контурные изображения предметов.
Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление.
Мнемотехника помогла некоторым детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки, способствовала психологическому раскрепощению, устранила боязнь высказывания. Повысилась самостоятельность детей. Дети стали лучше запоминать слова, тексты, улучшилась моторика рук. Поэтому использование приемов мнемотехники для развития интеллектуальных возможностей дошкольников просто необходимо в настоящее время. Учитывая успехи детей во всех видах совместной деятельности (играх, тренингах, рисовании, отгадывании загадок) на которых я использовала методы и приемы мнемотехники, делаю следующие выводы: введение приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе, стимулирует развитие зрительной, слуховой памяти, а так же внимания, связной речи детей, мышления, воображения. Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам. Уверена, что применять приемы мнемотехники буду и в дальнейшем.
И закончить свое повествование я хочу словами нашего народного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые очень подходят к мнемотехнике «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».