Люба Бажкова
Опыт работы по формированию у детей ЗОЖ.
▼ Скачать + Заказать документы
по теме «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, развитие взаимодействия детского сада и семьи, ориентированного на здоровый образ жизни» в подготовительной логопедической группе «Радуга»
дата: ноябрь 2016г.
Воспитатель: Бажкова Л. А.
Публикация «Опыт работы по формированию у детей ЗОЖ,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты научных исследований свидетельствуют : уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Здоровые дети – в здоровой семье. Здоровые семьи – в здоровой стране. Здоровые страны – планета здорова. Здоровье – какое прекрасное слово! Так пусть на здоровой планете, растут здоровые дети!
Организация работы по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной логопедической группе «Радуга» ведется согласно рабочей программы, которая разработана в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и требований ФГОС ОО «Физическое развитие» включает в себя подразделы:«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура», в которых обозначены задачи:
-Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
-Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
-Формировать представления об активном отдыхе.
-Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
-Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
-Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
-Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
-Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
-Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
-Добиваться активного движения кисти руки при броске.
-Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
-Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
-Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
-Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
-Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
-Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвен-таря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
-Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
-Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
-Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Для реализации задач по данному направлению мы используем разные здоровьесберегающие технологии:
-организация предметно-развивающей среды;
-НОД;
-утренняя зарядка,
-коррегирующая гимнастика после сна,
-обширное умывание,
- ходьба по разнофактурным дорожкам, - проведение тематических недель;
-беседы,
- экскурсии и участие в ФОК,
- создание игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций;
-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-продуктивная деятельность детей;
-организация совместных выставок, спортивных праздников;
-работа с родителями;
-проектная деятельность;
- участие в спортивных соревнованиях разного уровня.
При организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию» учитывался возраст детей, доступность материала, разнообразие его, а также использование нетрадиционного материала, способствующего развитию физических качеств.
В группе «Радуга» педагогами совместно с родителями организован физкультурный уголок с целью создания условий для полноценного и гармоничного физического развития ребенка, совершенствования функций формирующегося организма, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации, общей двигательной активности, укрепления здоровья детей, воспитания привычки к ЗОЖ.
В группе имеются:
А) традиционное оборудование:
- мишень,
- кольцеброс «Гусь»,
- мешочки с песком,
- мячи разных размеров,
- бадментон
- кегли,
- скакалки,
- палки гимнастические,
- сигнальные палочки,
- обручи,
- мешочки,
- ленты,
-гантели,
-настольные игры «Мини-хоккей», «Мини-баскетбол»
- атрибуты к подвижным играм
Б) нетрадиционное оборудование:
-«Дорожки здоровья» (массажные коврики разной фактуры)
- «Веселые карандаши»,
- ходули, рукоходы
- моталочки,
-тренажер для глаз,
- перчатка-массажер.
- веревка для завязывания узлов,
-воздушный калейдоскоп,
-«ухватка»
В) Дидактические пособия:
- наглядный материал «Виды спорта»,
- дидактические игры: «Спортивные игры», «Кому что нужно?», «Распорядок дня»…
С детьми проводились различные виды бесед:«Что такое ЗОЖ?», «Режим дня», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Виды спорта», «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»? «Нет здоровья – нет счастья» и т. д. Такая форма работы проводится как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. В беседах дети учили и закрепляли знания о ЗОЖ, высказывали свое мнение о каких-то ситуациях.
Рассматривая иллюстрации в пособии «Виды спорта», «Распорядок дня», дети знакомились с названиями видов спорта, техникой действий спортсменов, определенной одеждой, а также значимостью режима дня для здоровья человека. Детям очень понравилось описывать виды спорта. Они с удовольствием загадывали друг другу о них загадки. Учитывая эту заинтересованность детей, мы провели с ними игру «Устами младенца» на родительском собрании.
Ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна в определенное время, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, способствуют закаливанию детского организма, вырабатывают стойкость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют совершенствованию двигательных способностей, развивают физические качества (силу, ловкость, гибкость, воспитывают согласованно действовать в коллективе.
С помощью родителей мы пополнили развивающую среду на развитие дыхательной гимнастики («Веселый калейдоскоп», «Забей гол в ворота», «Ветерок»).
Совместно с учителем-логопедом проводим работу по развитию мелкой моторики, используя разнообразный материал: мозаика, рисование песком, нитками, крышки, разные виды конструкторов, пазлы, пальчиковые театры, используем пальчиковую гимнастику…
Мытье рук по локоть, обширное умывание после сна служит не только оздоровлению детей, но и приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Гимнастика для глаз – это еще одна неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. У нас есть лабиринт, коврик для упражнений для глаз. 2-3 раза в день мы используем их для того, чтобы дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения здоровья в целом.
Дорожка здоровья предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также способствуют для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. С помощью родителей мы пополнили физкультурный уголок разнофактурными дорожками (пуговицы, карандаши, ступни, «ежик»).
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.
Основным видом деятельности дошкольника является игра.
Играя в подвижные игры, дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, без которых нельзя активно заниматься спортом. Значение подвижных игр:
-развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность.
-учат соблюдать правила, подчиняться общим требованиям, помогать друг другу.
-активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию.
-формируют быстроту, силу, выносливость, ловкость.
На прогулках мы чередуем подвижные игры так, чтобы одинаково развивались все мышцы, а также нагрузка чередовалась с отдыхом. Для большей заинтересованности и получения хорошего результата. проводим тематические прогулки.
Дети получили большое удовольствие от прогулки «Где прячется здоровье?», «Пирамида здоровья». С детьми закреплялся ЗОЖ. разнообразными методами и приемами (беседа, д/и, м/п игры, п/и, эксперименты, наблюдения, проблемные ситуации).
Сперанский писал: «День проведенный без прогулки, потерян для здоровья». Прогулка развивает умственные способности и наблюдательность, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, дети становятся ловкими, смелыми, выносливыми, у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Поэтому мы стараемся проводить прогулки в любое время года и при любой погоде.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности. На занятиях м ы используем физкультурные минутки, которые помогают детям отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключиться с учебной задачи на движение.
Занятия физической культуры проводим три раза в неделю: два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию. Оздоровительные задачи направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм, повышают его устойчивость к заболеваниям.
Эмоциональный положительный настрой к изучению ЗОЖ формируют художественные произведения на соответствующую тематику, из которых с помощью воспитателей дети узнают что-то новое, рассматривают иллюстрации самостоятельно. Нами были прочитаны и проанализированы с детьми такие произведения, как «Мойдодыр» Чуковского, сказка «Друзья здоровья» Ю. Шалева, сказка «Про умное здоровье» И. Ревю, «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим» Т. Шорыгиной и др. Дети любят отгадывать загадки на определенную тематику.
Дети очень любят различные соревнования. Мы проводим спортивные развлечения, где дети принимают активное участие и получают положительные эмоции.
Наши дети принимали активное участие в районном конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья» (семья Брутян, где получили призовое место. Радовались не только участники, но и болельщики получили большой заряд бодрости и положительных эмоций от впечатления от игры.
С детьми группы «Радуга» с сентября по ноябрь были реализованы краткосрочные проекты «Пирамида здоровья» и «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим». Цель проектов: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста потребность в ЗОЖ. Задачи проекта реализовывались в ходе разнообразных форм работы с детьми : цикл бесед, обыгрывание ситуаций, чтение художественных произведений, проводилась НОД по темам:«Закалка, спорт, движение – всех целей достижение» (коллективная, «Тайна пирамиды здоровье», «В поисках клада», «Мы со спортом все дружны», «Твой режим дня» и др. Продуктами проектов стали: выставка работ «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение» и создание фотожурнала «Режим дня в выходной день».
За период о1.09. 2016г по 24.11.2016г. проводилась работа с родителями по формированию у дошкольников ЗОЖ. Родителям воспитанников были предложены:
-Анкета «Условия ЗОЖ в семье»
- Изготовление газет по ЗОЖ родителями
-Делимся опытом. «В здоровой семье – здоровый ребенок»(семья Брутян)
-Родительское собрание «В здоровой семье – здоровый ребенок»
- Игра с родителями в форме «устного журнала» : «Здоровый образ жизни – залог здоровья»
-Педагогический журнал «Культура здоровья для детей»
-Семейная шкатулка здоровья
-Семинар – практикум с родителями «Здоровому все здорово»
-Консультация «Упражнения на развитие речевого дыхания»
-Буклет для родителей «Как сформировать ЗОЖ в семье?»
-Рекомендации для родителей «Кодекс здоровья»
- Папка-ширма «Правила личной гигиены»
Итак, подводя итог, мне хочется сказать, что забота о здоровье ребенка, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Еще Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.