Близнюк Вера
Опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста описательных умений посредством мнемотаблиц
Развитие речи – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Публикация «Опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста описательных умений посредством мнемотаблиц» размещена в разделах
В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область «Речевое развитие». Это означает, что речевое развитие по-прежнему остается наиболее важным в дошкольном возрасте.
В связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Но по-прежнему центральной задачей является развитие связной речи ребенка, а также его речевого творчество через практическую деятельность.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов высказываний, в частности описаний. А применение наглядного моделирования позволяет вызвать у детей интерес, способствуя тем самым овладению навыками описательной речи, формированию описательных умений у старших дошкольников.
Чтобы оценить уровень развития описательной речи, педагоги опираются на следующие критерии – полнота описания, последовательность, связность, образность.
Критерии и показатели оценки качества детских описаний :
Полнота описания :
- количество названных признаков объекта;
- точность в определении признаков;
- выделение главных признаков.
Последовательность:
- логичность перечисления признаков;
- соблюдение описательной структуры.
Связность:
- использование различных способов межфразовой речи;
- согласованность слов в предложениях.
Образность:
- наличие в описании средств выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.)
- разнообразие используемых средств выразительности.
Среди наших воспитанников по результатам мониторинга выявлены дети с низким уровнем сформированности навыков описательной речи.
У данных детей были выявлены затруднения по следующим критериям:
• полнота описания : дети называли малое количество признаков предмета, так же не точно выделяли признаки предмета, а именно форму;
• последовательность: дети испытывают сложности при структурировании описания, не соблюдают логику описания;
• связность: использование однотипных способов межфразовой связи;
• образность: скудность используемых средств выразительности.
Отметим, что по нашим наблюдениям, наибольшие затруднения у детей вызывала последовательность описания.
Для работы с выбранными детьми, нами разработан комплекс занятий по формированию описательных умений у дошкольников старшей группы с использованием мнемотаблиц.
Комплекс занятий представляет собой конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования описательных умений посредством использования мнемотаблиц.
При разработке содержания занятий по формированию описательных умений у дошкольников старшего дошкольного возраста мы придерживались следующего:
1. содержание должно вызвать у детей интерес к занятию;
2. содержание должно быть направлено на формирование описательных умений;
3. содержание должно быть понятно и доступно детям;
4. содержание не должно быть слишком легким или слишком сложным для детей данной возрастной группы.
Наша работа основывалась на следующих дидактических принципах:
• наглядность;
• доступность;
• систематичность;
• принцип развивающего обучения;
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип связи обучения с жизнью.
Содержание конспектов составлено с учетом возрастных особенностей и соответствуют поставленным задачам.
Комплекс занятий состоит из 4 конспектов по формированию описательных умений у детей : «Описание любимой игрушки», «Описание картины», «Описание друга», «Описание себя».
Представляем алгоритм занятий «Описание любимой игрушки», «Описание друга», «Описание себя» :
Алгоритм занятия по обучению детей описанию на основе восприятия
№ п/п Название части Методические приемы
1 Подготовка к обучению детей описательной речи : помощь детям в выделении признаков, наблюдаемых объектов описания; обогащение словаря названиями признаков Рассматривание объекта описания :
- вопросы (репродуктивные, проблемные, на сравнение и т. д);
- сообщения воспитателя об отдельных признаках объекта;
- приемы словарной работы.
2 Создание стремления, желания научиться описывать Игровая мотивация :
- формулировка учебной задачи.
3.1Обучение составлению описания
- образец;
- моделирование.
Формирование у детей описательных умений
- наводящие вопросы;
Указание;
- подсказка фразы.
3.2Корректировка описательной речи детей.
- индивидуальные оценки.
Алгоритм занятий «Описание картины» строился следующим образом:
Алгоритм занятия по описанию картины
1. Подготовка детей к описанию картины (помощь детям в выделении признаков картины; обогащение словаря,
- Рассматривание картины: вопросы по содержанию картины; указания;
- сообщения воспитателя об отдельных признаках картины.
2. Создание положительной мотивации, стремления научиться описывать
- Формулировка учебно-познавательной задачи
3. Обучение составлению описания картины.
- моделирование
- наводящие вопросы;
- указания;
- подсказка фразы;
- индивидуальные оценки;
Отметим, что детей заинтересовал способ составления описаний с опорой на мнемотаблицу. В процессе занятий воспитанники проявляли желание составлять рассказы, преодолевали робость, застенчивость. Содержание текста описания для них стало осязаемым, видимым, представляемым. Дети значительно легче, чем при работе со словесным планом, подбирали слова для составления описательных рассказов. Мнемотаблицы помогали им осуществлять самоконтроль за ходом описания. Работая с мнемотаблицами, дети получили опыт составления описательных рассказов, с учетом логики и структуры описания.
В заключение можно сказать, что использование мнемотаблиц расширяет педагогический инструментарий воспитателей и способствует эффективной реализации задач по формированию описательных умений и старших дошкольников.