Папки-передвижки

Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста

Елена Игоревна Банщик
Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста»

Актуальность :

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка и в воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми. Учитывая важность проблемы и изучив новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков, я решила сделать акцент на лепке и, в частности, использовать нетрадиционную технику работы с пластилином – "пластилинографию". Новый подход позволяет использовать наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной деятельности, взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей, взаимодействия с родителями как активными участниками творческого процесса, разнообразить деятельность, дают толчок развитию, как творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Публикация «Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цели и задачи:

• Учить принимать задачу, действовать по образцу и по словесной инструкции.

• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного анализатора для уточнения и обогащения восприятия их формы, пропорции, цвета.

• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

• Развивать усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

• Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ

В своей проектной деятельности я использую следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» Л. С. Выгодский

В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а так же формирование способностей, интересов, склонностей.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка.

3. Принцип свободы выбора.

Детям представляется возможность самим решать, как будет оформлена их картина, какую цветовую гамму выбрать и т. д. Содержание тем и задач корректируется с опорой на интересы детей.

4. Принцип обогащения.

При экспериментировании с формой, цветом происходит обогащение сенсорно-чувственного опыта, активного и пассивного словаря детей.

5. Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей, уровню их развития.

6. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В результате систематичной и поэтапной работы дети:

• Умеют передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредствам пластилинографии.

• Дети владеют основными приемами пластилинографии.

• Развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

• Могут самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога.

Ожидаемые результаты:

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, я прогнозировала ожидаемый результат:

• Дети владеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисованием пластилином.

• Умеют передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредствам пластилинографии.

• В работах преобладают новизна и оригинальность.

• Развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

• Знать литературные произведения по теме.

• Могут самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога выбирать тему, уметь планировать.

• Уметь работать на заданном пространстве, используя основные приемы пластилинографии.

• Сформировать личностные компетентности соответственно возрасту детей, творческая активность, самостоятельность, инициативность.

Для решения поставленных мною целей и задач, использую разнообразные методы и приёмы:

1. Практические методы.

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Все мы знаем, что ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости

2. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.

3. Словесные методы.

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение, сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными в последовательности выполнения работы.

4. Наглядные методы.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики. Показ способов действий, последовательности выполнения работы– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

Формы работы с детьми:

1. Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное, чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы. Выполнить композицию в технике "пластилинографии" непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.

2. Занятия по индивидуальным маршрутам – форма работы с наиболее одарёнными детьми. Это позволяет дать детям дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности изобразительной деятельности детей.

3. Фронтальная со всей группой

4. В своей работе использую пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях. А так же различные формы самомассажа (массажные мячики, шишки, ортоковрики и т. д.).

5. Оформление и организация выставок - любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку, ну как не организовать выставку, хотя бы в группе.

Основные приемы работы с пластилином:

1. Заглаживание- требуется при изображении плоских и гладких поверхностей- выполняется кончиками пальцев.

2. Надавливание и размазывание- важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

3. Основные направления размазывания- сверху вниз, слева направо.

4. Расскатывание, скатывание и оттягивание.

Средства:

Художественные, технические, наглядные средства:

1. Пластичный материал (разноцветный пластилин).

2. Бросовый и природный материал.

3. Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

4. Образцы работ, фотографии

5. Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

6. Таблицы с технологическими карточками способов лепки

7. Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации).

8. музыка,

9. видеофильм,

10. слайд – шоу, презентации

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники «Пластилинография», показывает, каких результатов удалось достичь:

• У детей наблюдается повышенный интерес и творческая активность.

• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

• Дети свободно экспериментируют с дополнительными материалами.

• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, пространственные представления (ориентация на листе)

• Развита активная речь, словарный запаса.

• Выполняют задание самостоятельно, без помощи (самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, дополняют необходимыми материалами)

Анализируя мониторинг, я сделала вывод, что целенаправленная работа в технике «пластилинография» способствует развитию творческих способностей дошкольников, а использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов деятельности стимулируют творческую активность, мышление «погружают» ребенка в атмосферу творчества, помогают вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования), формированию способности видеть, чувствовать, познавать.

Взаимодействие с родителями:

• Знакомство родителей с целью и задачами кружка

• Помочь родителям в обогащении опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и творческом мире.

• Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома.

• Познакомить их со способами рисования пластилином, для развития воображения и творческих проявлений ребенка.

Формы работы с родителями:

• Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества;

• Родительские собрания.

• Консультации.

Приоритетные задачи на перспективу:

В будущем планирую продолжать работу по повышению уровня развития творческих способностей в технике "пластилинография", а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.

В заключении хочу сказать, что изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно- пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, способствует тонкому восприятию, развивает воображение, умение предвидеть результат, а самое главное- способствует развитию творческой, креативной личности.

Литература:

• Комарова Т. С. «Дети в мире творчества»

• Выготский Л. С «.Воображение и творчество в детском возрасте»

• Шумакова Н. Б. «Одарённый ребёнок, особенности обучения» Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников»

• Рейд Б. «Обыкновенный пластилин»

• Халезова Н. Б. «Декоративная лепка в детском саду»

• Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», «Пластилинография», «Пластилинография- Аниматическая живопись»

• «Пластилинография -Цветочные фантазии»

• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 23:07
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик (УИ 2548298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД