Екатерина Еротыкина
Опыт работы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
ОПЫТ РАБОТЫ
Воспитателя МБДОУ детского сада «Золотой петушок» Брянского района
с детьми старшего дошкольного возраста
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Выполнил:
Воспитатель МБДОУ д/с «Золотой петушок»
Еротыкина Е. Н.
Безопасности формула есть:
«Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности-всё избежать,
а где надо – на помощь позвать!»
Публикация «Опыт работы „Основы безопасности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность опыта жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в быту, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Задача взрослых - помочь детям научиться безопасному поведению на собственном примере. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Анализируя классификацию источников опасности, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются мною в области обучения и образования.
В практике я широко использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование, тренинги и другие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания, кроме того ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Анализ работы показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит: в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Описание опыта.
Дети – наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
В настоящий момент, мои воспитанники дошкольники, постоянно окруженные вниманием взрослых, но скоро – в школу, там родители не смогут постоянно опекать их. Кроме этого современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и их жизнь и здоровье это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.
Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование и систематизацию у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
- научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;
- разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с детьми
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
Задачи в работе с родителями
- знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Планирование работы осуществлялось, исходя из поставленных задач:
1 этап - констатирующий (изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы по вопросам основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности).
2 этап - формирующий (постановка цели, задач, определение алгоритма действий, разработка конспектов НОД, сценариев досугов и развлечений, разработка нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников).
3 этап – заключительный (анализ результатов работы, распространение педагогического опыта в ДОУ, районе).
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам:
- «Ребёнок и его здоровье»;
- «Ребёнок и другие люди»;
- «Ребёнок на улицах города»;
- «Ребёнок дома»;
- «Ребёнок и природа».
-«Пожарная безопасность»
В своей работе я использую наиболее приемлемые формы работы с детьми дошкольниками: непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры, развлечения по каждой теме.
Основываясь на содержание работы, мною был разработан перспективный план (Приложение № 1). Цель разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в родном городе.
Я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность в доме» и др. (Приложение 2). Проводила НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. (Приложение 3). Я создавала ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности, «Осторожно микробы» (авторская разработка) (Приложение 4). Формировала умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приёмам самооздоровления, учила оказывать себе элементарную помощь, прививала любовь к физическим упражнениям, «Сохрани своё здоровье сам» (Приложение 5). Формировала у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни; о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины «Путешествие в страну здоровья» (авторская разработка) (Приложение 6).
Вспоминались и драматизировались русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации «Правила безопасности для дошкольников».
Я знакомила детей с ГИБДД, рассказывала о том, кто там работает, о труде милиционера – регулировщика.
Расширила представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их особыми правилами движения по улице. Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепила понятие о правилах поведения в общественном транспорте. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в разделе «Ребёнок дома», с детьми были проведены беседы «Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» и др. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.
Для ознакомления детей с правилами поведения в природе в разделе «Ребёнок и природа», мы беседовали с детьми на темы «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.
Работа с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В своей работе, помимо традиционных, я использую нетрадиционные формы работы с родителями, для установления контактов, привлечения внимания родителей к ДОУ, повышения их образованности в вопросах развития и воспитания детей.
Одна из форм информационно-аналитической работы – консультации.
Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары – практикум. Семинары - практикумы «Безопасность детей на улицах города» Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками.
Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты) представленный в виде стендов и поделок: «Азбука безопасности», «Правила важные - правила безопасные», информационный стенд для родителей по формированию навыков ОБЖ у дошкольников.
Внедрение нетрадиционных форм работы с семьями дает свои положительные результаты: дети радуются своим достижениям, получают положительные эмоции, внимание родителей к их проблемам.
А родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Результативность опыта:
Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Формирование элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников».
Цель: Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников.
Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.
В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья у детей старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания:
-О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
-О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
-О здоровом образе жизни.
Развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В результате проекта у детей:
-Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;
-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;
-Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;
Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:
В ДОУ организована, система работы по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
- Педагоги совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному направлению.
- Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.
- У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.
Считаю, что комплексная работа педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.
Библиографический список
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М. : АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М., 1998.
5. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 1991.-С. 123-160.
6. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1999.
8. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/
Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.