Наталья Синягина
Образование и воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона
▼ Скачать + Заказать документы
Мордовия, как и другие субъекты Российской Федерации, – полиэтнический регион, родина людей разных национальностей, поэтому одна из задач, стоящих перед дошкольной организацией – создание благоприятных условий для поликультурного образования дошкольников, формирование первоначальных основ национального самосознания, взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми в соответствующей их возрасту форме.
Публикация «Образование и воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» размещена в разделах
Сегодня встаёт проблема утраты духовных, нравственных, этических ценностных ориентиров и поиска путей, средств, способов возврата к нравственным ценностям, являющимся вековым культурным наследием человечества. Возникла необходимость воспитания нового поколения людей, способных к непрерывному, осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям.
Выход из нравственного кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение людей разных национальностей, что основным принципом нового отношения человека к человеку должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнёрства, основу которых будут составлять такие качества, как гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм.
Построение педагогического процесса по формированию национального самосознания в старшей группе № 8 МДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида», ведется на основе Образовательной программы дошкольной организации, комплексной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой, Регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», О. В. Бурляева и др.
На основе Регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» составлен перспективный план работы на учебный год.
Работа с детьми предполагает сотрудничество: сотворчество педагога, ребенка, родителей.
Ян Амос Коменский в труде «Материнская школа» развил идею о том, что в окружающий мир дети «входят» с помощью чувств. Эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от её содержания и структуры.
Большое влияние на чувства и сознание детей оказывают праздники и развлечения. Это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. При подготовке к праздникам по национально-региональному компоненту дети разучивают народные песни, заклички, потешки, прибаутки, танцы, узнают о национальных традициях мордовского и русского народов. Праздники и развлечения проводятся в соответствии с годичным циклом государственных и православных праздников. Традиционно проводятся развлечения к празднику Светлой Пасхи, Рождеству, Масленнице. На этих же праздниках дети получают представление о национальных костюмах, приобретают опыт межличностных и межнациональных отношений.
Непременным элементом народных праздников являются игры. Через народные игры дети получают представление о повседневной жизни далеких предков, своих сверстников. Мы играем в народные игры на прогулке, включаем в качестве физкультминуток при организации образовательной деятельности по разным образовательным областям.
Безграничным потенциалом в формировании национальных представлений обладают народные сказки, поэтому в «Центре национальной культуры» собрано достаточно книг с мордовскими и русскими сказками. Читаем сказки при организации образовательной деятельности по разитию речи, восприятию художественной литературы, природному, социальному миру, включаем постановки русских и мордовских сказок в театрализованную деятельность.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с изделиями мордовского и русского декоративно-прикладного искусства: народной игрушкой (свистульки, матрешки, деревянные игрушки мастеров с. Подлесная Тавла, с народным костюмом и его основными элементами, керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты, домотканными и вышитыми полотенцами.
Для сопровождения образовательной деятельности создаем слайд-презентации. Как русская, так и мордовская культура очень образная. Рассказывать о национальной культуре детям дошкольного возраста необходимо активно используя изображения, иначе не получится наглядно её показать. Дети на это очень хорошо откликаются: всматриваются, вдумываются.
Для лучшего усвоения материала детям необходима и тактильная информация. Тут на помощь нам приходит мини-музей дошкольной организации, где представленные экспонаты можно потрогать руками.
Начиная с дошкольного детсва мы должны учить детей достойно выстраивать свои отношения с другими людьми и обществом, формировать необходимый нравственный фундамент, учить бережно относиться к национальной культуре своего народа, прививать уважение к людям других национальностей.
Литература:
1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.
2. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая, – М. : Линка-Пресс, 2003.
3. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравств. -патриот. Воспитанию детей дошк. и мл. шк. Возраста на основе традиц. Отечеств. культуры / Е. В. соловьева, Л. И. Царенко – М. : Обруч, 2011.