Татьяна Банькова
Опыт работы над театрализованной постановкой, спектаклем
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка спектакля (сценки) с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не очень активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Выбирая материал для инсценировки, нужно учитывать возрастные возможности, знания и умения детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт.
Исходя из опыта работы, можно выделить несколько основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
Публикация «Опыт работы над театрализованной постановкой, спектаклем» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Первый этап работы связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, педагог может провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой.
Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала постановки, помогая разнообразными вопросами. Так в процессе работы над сценкой «По грибы» вопросы были сформулированы следующим образом : «Зачем дети пошли в лес?», «Что они стали делать, когда заблудились?», «К чьей помощи они обратились?».
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им название. Например:
«Решение идти в лес», «В лесу», «Поиск дороги», «Страх и растерянность», «Обращение к помощи Богородицы», «Возвращение домой»
Третий этап – переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, то есть один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям выучить практически все роли. Кроме того, в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с детьми повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего, с какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая пластические, речевые, актерские возможности детей, уже может наметить по 2-3 исполнителя, способных справится с конкретной ролью.
Четвертый этап начинает работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Но он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сценки. Ни в коем случае не надо навязывать детям свои конкретные образцы поведения. Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Можно подсказать ему вспомнить какой то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно.
Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий медленно, уверенно, четвертый сварливо, пятый сердито и т. д.
Пятый этап – в этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен, или наоборот излишняя торопливость делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе используются подготовленные для спектакля декорации, реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образов.
Шестой этап – премьера спектакля. Это всегда волнение и конечно приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. После, обсуждая выступление на спектакле, педагог своими вопросами старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.