Светлана Усова
Опыт работы «Волшебство своими руками. Художественные техники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Волшебство своими руками»
(художественные техники в детском саду)
Воспитатель: Усова Светлана Константиновна
Изобразительная деятельность – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста.
И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему.
Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого
Публикация «Опыт работы „Волшебство своими руками, Художественные техники в детском саду“» размещена в разделах
предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия.
В процессе художественного творчества ребенок испытывает
разнообразные чувства (радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, стараться добиться результата).
В чем же проявляется творчество в создании изображения? Для малыша это может быть изменение величины предмета, скажем, яблоко с дополнением какой-то детали (черешка).
Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в
в цвете, например, когда ребенок рядом с красным яблоком рисует по своей инициативе другим цветом. Дети вносят различные дополнения, связанные с темой.
В своих работах дети отражают впечатления, от окружающего их мира. Накоплению представлений и развитию воображений способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом нам помогают разнообразные игры, чтение художественной литературы.
Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисованных простых фигур, моделировании объекта в предметном рисунке.
Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получает ребенок, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет
черпать образы для творческой деятельности, театрально-игровой, изобразительной. А все это в свою очередь будет способствовать развитию воображения, без, которого, не может быть творчество в какой бы то ни было художественной деятельности.
Целью работы является - развитие творческих способностей у детей
дошкольного возраста через использования художественных техник.
Основные задачи педагога:
Развивающие:
-Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
-Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников
Развивать фантазию, пространственное воображение, изобретательность.
-Развивать художественный вкус, фантазию.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
-Развивать желание экспериментировать, проявлять яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
Один из компонентов изобразительной грамоты – художественные техники.
Цветные карандаши – излюбленный материал многих известных художников. Их ценность в том, что материал незаменим в процессе
обучения основам изобразительной грамотности. Цветные карандаши позволяют быстрее получить изображение без особых технических умений.
С помощью их у детей формируются и закрепляются необходимые
изобразительные навыки. Цветные карандаши позволяют рисовать в нужной тональности, работая от более светлого к темному.
При работе с цветными карандашами, надо учитывать упражнения,
позволяет ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментом и дает полную свободу.
Сформировать у детей изобразительные навыки, не лишив их рисунок непосредственности.
Упражнения для работы с карандашами :
Бесформенная штриховка.
- совершенствовать умения выполнять штрихи в свободном направлении, используя разные цвета, важно научить накладывать штрихи плотно друг к другу. Впоследствии дорисовывать образ. Формировать ловкость руки, развития наглядно-образного мышления.
Вертикальная штриховка.
- выполнять штрихи в вертикальном направлении, плотно прижимая штрих к штриху.
Вертикальную штриховку можно выполнять как одним, так и разными карандашами.
Для детей младшего возраста, чтобы получить изображение забора, предлагаем трафарет. В старшей группе дети рисуют штриховку без опоры.
Диагональная штриховка.
- изображать штриховку в диагональном направлении. Данный вид штриховка переходной - от вертикальной к горизонтальной. Положение руки меняется.
Горизонтальная штриховка.
- наносить штриховку в горизонтальном направлении. Этот вид более сложен, поскольку требует в процессе рисования изменить привычное положение руки.
Поэтому сначала дети рисуют карандашом в воздухе.
Формообразующая штриховка.
- выполнять наиболее сложный вид штриховка - форму изображаемого предмета. Вариантов формообразующей штриховка очень много, поскольку все окружающие предметы имеют определенный объем.
Цветные карандаши комбинируются с фломастерами, восковыми мелками.
Многочисленные разновидности рисунка, различающие методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения, и если ребенок усвоит технику и материал рисунка, поймет их особенности, он сможет реализовать любой замысел.
Художественная техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. Чтобы не быть голословным, рассмотрим подробнее каждую из неклассических техник (неклассические, или так называемые нетрадиционные техники – монотипия, кляксография, пальцеграфия)
Монотипия - разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии
отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в технике монотипии очень легко: для работы необходим один лист бумаги, который следует сложить пополам. А далее? Краска наносится на одну половинку, которая прикрывается другой половинкой. Сложенный лист проглаживается и раскрывается. Затем дорисовывается образованное пятно.
В технике монотипия выделяются несколько разновидностей (влажная поверхность, смешивание красок и гуаши).
Техника монотипии многогранна и разнопланова, а также разнообразна и тематика ее применения.
Самое простое - рисование от пятна, когда ребенок не придумывает конкретный образ, а руководствуется случайным смешиванием цветов.
Диатипия – техника, которая по своим изобразительным возможностям, напоминает монотипию.
Диатипия предполагает работу на двух листах, один из которых основной, а другой – вспомогательный.
Для диатии характерны несколько разновидностей:
-краска наносится на лист бумаги, накрывается другим листом, проглаживается, после чего лист снимается, оттиск диатипии можно получить и на кусочке фольги, глянцевом картоне и других материалах.
Краска на любой гладкой поверхности не впитывается, что придает пятну дополнительную фактурность
Кляксография - вид техники, в основе которой пятно-клякса.
На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается до образа.
Кляксография может выполняться разным материалом: акварель, гуашь. Применяя художественные техники в работе с детьми, важно
помнить: основная задача- помочь ребенку подобрать наиболее доступные средства для отображения представлений и впечатлений на листе бумаги.
Неклассические техники всего лишь создают условия для проявления
ребенком дошкольного возраста стремления экспериментировать материалам, инструментами, для преобразования имеющегося опыта.
А опыт работы рисования художественной техники в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
воображения.