Стопоренко Ирина Васильевна
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы обусловлена различными факторами. На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребёнок не рождается абсолютно здоровым. В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движения и не закалённостью. Это оказывает отрицательное влияние на их организм.
В практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребёнка, различные формы её целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной активности ребёнка – дошкольника ведёт к утрате потенциальных источников его развития. И поэтому воспитание
Публикация «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
двигательной активности, а также её оптимизация являются актуальными в настоящее время.
Поэтому моя педагогическая деятельность сконцентрирована на всестороннее развитие ребёнка с упором на развитие двигательной активности.
Изучив психолого-педагогическую литературу по волнующей меня проблеме, проанализировав современные программы, свой опыт работы с детьми я пришла к выводу, что существующий режим двигательной активности в ДОУ не способствует полному удовлетворению потребности ребёнка в движении. И поэтому я поставила перед собой задачу: выработать оптимальный двигательный режим путём введения вариативных форм физического воспитания, направленных на естественное стимулирование познавательной и двигательной активности.
Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима : организованная и самостоятельная двигательная деятельность. Чтобы отдать предпочтение той или иной форме двигательной деятельности, я рассмотрела соотношение времени, затраченного на выполнение различных режимных моментов, и двигательную активность детей в них. Это показало, что самое продолжительное время занимает самостоятельная деятельность детей. Организованная деятельность занимает немного времени от общего периода бодрствования. Необходимо было искать пути увеличения двигательной активности и в бытовой, и в организованной деятельности. В связи с этим был разработан режим двигательной активности в течение дня.
Свою работу над темой я начала с разработки плана по месяцам включающего в себя следующие направления:
- работа с детьми (диагностика детей, традиционные физкультурные занятия, спортивно-развлекательные развивающие комплексы, спортивные развлечения, организация физкультурно-игровой среды, утренние зарядки, бодрствующие зарядки после дневного сна, упражнения для коррекции стопы, пальчиковые гимнастики, физкультминутки);
- работа с родителями (консультации, составление памятки по оздоровлению детей, оформление папок- передвижек, анкетирование, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»);
- работа с педагогами (создание перспективного плана самостоятельной деятельности по месяцам, консультация для воспитателей «Воспитание культуры движения в семье», доклад «Двигательный режим детей дошкольного возраста», проведение мастер - класса для педагогов «Нетрадиционные физкультурные занятия»).
Путём хронометрирования, которое состояло из диагностики развития движений, а также фиксирование времени пассивного и активного состояния ребёнка, я определила уровни двигательной активности детей в группе. Это дало возможность выделить группы детей с низкой и высокой двигательной
активностью, что позволило мне изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время физкультурных занятий и в различных режимных моментах.
Для стимулирования желания детей заниматься двигательной активностью мною были определены принципы содержания работы с детьми:
• Принцип природосообразности: умение принимать ребёнка таким, какой он есть.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: ориентация на группу здоровья, уровень двигательных навыков.
• Принцип учёта возрастных способностей.
• Принцип гуманистической направленности во взаимодействии с детьми.
В своей работе на занятиях я решила использовать спортивно-развлекательные комплексы. Для этого провела тщательный отбор методов и приёмов, способствующие подготовке детей к спортивно- развлекательным комплексам и усвоению их содержания:
• Чтение художественной литературы (сказок, стихов, потешек).
• Использование различных театров (кукольного, настольного, пальчикового, фланелеграфа).
• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация без наклеивания).
• Использование аудио- и видеоматериала (диски с песнями, видеофильмы по сказкам).
В процессе работы применяла следующие приё мы: показ образа движений, речевое сопровождение движений указание, поощрение, помощь при выполнении движений, упражнения подражательного характера, сюрпризные и игровые моменты.
Разработала перспективный план, который состоял из трё х блоков:
I блок – организованное обучение.
II блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.
III блок – самостоятельная деятельность детей.
План составлен для обеспечения системы последовательной работы по теме. В первом блоке традиционные физкультурные занятия, проводимые два раза в неделю, дополняются спортивно-развлекательными развивающими комплексами, которые проводятся один раз в неделю. Чтобы подготовить детей к восприятию сюжета комплексов, необходима предварительная работа на занятиях по изобразительной деятельности.
В совместной деятельности (второй блок) детям читала сказки, рассматривали иллюстрации к сказкам.
Для самостоятельной двигательной деятельности детей (третий блок) в группу приносила оборудование, используемое в спортивно-развивающих комплексах с целью закрепления полученных навыков.
Упражнения в комплексах включают ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, общеразвивающие упражнения, элементы танца. Используются дыхательные
упражнения, позволяющие восстановить силы, расслабиться. На основе сказочного сюжета объединены разные виды деятельности: физическая, речевая и музыкальная. Спортивно-развивающие комплексы распределены
так, что на традиционных физкультурных занятиях движения изучаются, а в комплексах, в игровой форме, закрепляется пройденное.
Чтобы все формы двигательной деятельности гармонично сочетались, разработала модель двигательного режима.
Модель двигательного режима в группе
№ п/п Формы работы Особенности организации, продолжительность
1. Занятия по физической культуре 2 раза в неделю по подгруппам; младшая подгруппа – 10-15 минут, старшая подгруппа – 25-30 минут.
2. Спортивно-развлекательные развивающие комплексы Со всей группой ежемесячно 25 минут 1 раз в неделю
3. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
а) утренняя гимнастика;
б) подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в группе;
в) физкультминутки
г) бодрствующая гимнастика
Ежедневно 10 минут по специально разработанным игровым комплексам.
Ежедневно два раза (на утренней и вечерней прогулке).
Ежедневно на занятиях
После сна («побудка»)
методика Ю. Ф. Змановского.
4. Самостоятельная активная деятельность Ежедневно: проводится под наблюдением воспитателя
Длительные наблюдения и работа при оптимальном режиме двигательной активности в группе показало положительную динамику состояния здоровья детей. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Повысился уровень функциональных возможностей и физической подготовленности. Дифференцированное обучение основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности во время использования различных форм физического воспитания, положительно повлияло на психофизическое развитие детей, на характер их поведения и на личностные качества. У большинства очень активных детей
появилось устойчивое внимание, позволяющее качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением в
соответствии с определёнными правилами и нормами. Эти дети стали более спокойными и уравновешенными. У малоподвижных детей появился
достаточный запас двигательных навыков, а также интерес к спортивным упражнениям и желание участвовать в коллективных играх. У всех детей отмечается хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу.
Адаптация к дошкольному учреждению проходит намного легче, повышается уровень адаптивности ребёнка к ДОУ. Не посещаемость детьми детского сада по причине заболеваемости уменьшилась.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приёмы (наглядно – зрительные, наглядно – слуховые, тактильно-мышечная наглядность и т. д.) и используемые методы (словесный, наглядный, практический, игровой (использование упражнений в игровой форме, соревновательный, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психофизическое развитие и поведение детей.
Результаты диагностики на конец учебного года показали положительную динамику в развитии двигательной активности каждого ребёнка.