Гузель Амирханова
Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Васильки» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Опыт работы на тему : «Использование проектной деятельности в работе с семьёй»
Подготовила:
Воспитатель: Амирханова Г. Х.
высшая квалификационная категория
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
Публикация «Опыт работы „Использование проектной деятельности в работе с семьёй“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия ДОУ и семьи.
Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.
Проектная деятельность оказалась удачной для меня находкой. На сегодняшний день проектная деятельность получает все более широкое применение в педагогической практике.
Актуальность проектной деятельности заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».
Основная цель моего опыта работы - это разработка сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, проектная деятельность.
Задачи:
• создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
• формировать систему поддержки важных социальных функций семьи : воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
• обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
• расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
• гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов я распределила по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Я постаралась и показала родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между нами стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе использовала различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли,, творческие мастерские, групповые тематические выставки детских работ, проекты.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно для меня стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
В проектной деятельности дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роли ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектами, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
В своей группе я составила перспективный план следующих проектов :
Сентябрь-Октябрь
Проект «Листопад, листопад листья желтые летят!»
Участники: дети, воспитатели, родители.
1. Организация выставки «Осенние поделки»
2. Проведение мастер-класса по изготовлению поделки из природного материала на тему: «Лесовичок»
3. Коллективная аппликация на тему «Осеннее дерево»
4. Организация игры с листьями с участием родителя.
Цель: способствовать развитию творческих способностей детей младшего возраста.
Ноябрь
Проект «Папа, Мама Я дружная семья»
Участники: Воспитатели, родители.
1. Фото - выставка «Наши мамочки»
Цель: Привлечение родителей к жизни детского сада. Способствовать участию в мероприятиях.
2. Папка – ширма «Семейное воспитание»
Цель: Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами семейного воспитания.
3. Изготовление семейных фотоальбомов «Мой ребенок - самый лучший»
Цель: Активизация педагогических умений родителей.
4. Изготовление подарков мамам ко «Дню матери»
Цель: Развивать творческие способности детей.
Декабрь.
Проект «Праздник Новогодней Елки»
Участники: Воспитатели, родители, муз. работник, коллектив детского сада.
1. Выставка совместных рисунков и поделок на тему «Новый год»
Цель: Привлечение родителей к работе детского сада. Взаимодействие родителей и детей.
2. Папка - передвижка «Новый год»
Цель: Знакомства родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.
3. Оформление группы к празднику «Новогодняя Елка»
Цель: Привлечение родителей к оформлению группы.
5. Стен газета «Приглашение к Новогоднему утреннику».
Цель: создать положительный настрой на праздник.
Январь.
Проект «За здоровый образ жизни»
Участники: Воспитатели, родители, коллектив детского сада.
1. Составление «Паспорта здоровья» на новый учебный год.
Цель: Совершенствовать психолога - педагогических знаний родителей.
2. Папка – ширма «Здоровый образ жизни семьи»
Цель: Обогащение педагогических знаний родителей о здоровье детей.
3. Анкетирование «О здоровье – всерьез!»
Цель: Формирование атмосферы любви, тепла между родителями, детьми и коллективом ДОУ.
Февраль.
Проект «Буду как папа!»
Участники: Воспитатели, родители, коллектив детского сада.
1. Оформление стенгазеты «Буду, как папа!»
Цель: Внедрение положительного опыта семейного воспитания.
2. Изготовление поделок для пап.
Цель: Формирования атмосферы любви, тепла между папами и детьми.
3. Организация поздравления детей группы с «Днём Защитника Отечества».
Цель: Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям.
Март
Проект «Моя мама лучшая на свете!»
Участники: Воспитатели, родители, муз. работник.
1. Выставка детского творчества «Наши мамы и бабушки»
Цель: Формирование атмосферы любви, тепла между мамами и детьми.
2. Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля»
Цель: Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. Формирование атмосферы любви, тепла между мамами и детьми.
3. Организация и участие в празднике «Международный Женский День»
Цель: Стимулировать желание учувствовать в конкурсах, проявлять инициативу в организации конкурса.
Апрель.
Проект «Результаты года»
Участники: Воспитатели, родители, муз. работник.
1. Фотовыставка «Из жизни нашей группы»
Цель: Совершенствование психолого – педагогических знаний родителей. Активизация педагогических умений родителей.
2. Папка – передвижка «Правила поведения в группе»
Цель: Совершенствование педагогические знания родителей.
3. Консультация «Вечерние игры с ребенком»
Цель: Обогащение педагогических знаний родителей о вечерних играх с детьми.
4. Родительское собрание «Подведение итогов работы»
Цель: Совершенствование педагогических знаний родителей.
5. Анкетирование «По результатам года»
Цель: Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей. Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.
Май.
Проект : «Наступило лето»
Участники: Воспитатели, родители. своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от нас поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствует позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
Наша совместная работа по проектной деятельности по формированию коллектива родителей в группе продолжается. Мы всегда находимся в творческом поиске.
1. Папка - передвижка «Первая помощь»
Цель: Обогащение педагогических знаний родителей о первой медицинской помощи. 2. Консультация «В отпуск с ребенком», «Отпуск на море», «Безопасность детей на воде».
Цель: Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отпуск интересным и увлекательным.
3. Консультация «Изготовление выносного материала на лето»
Цель: Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать интересные игрушки из выносного материала.
Подводя итоги: Можно сказать, что совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию