Елена Комарова
Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Комарова Е. С.
старший воспитатель МБДОУ д/с №24
г. Вичуга Ивановская область
Сл. 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме «Индивидуальный подход в процессе формирования элементарных математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста». Мы надеемся, что педагоги, использующие принцип индивидуального подхода в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это важный и значимый принцип обучения и воспитания.
Публикация «Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Сл. 2. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться инновационное пространство современного детского сада, важное место занимает принцип индивидуального подхода в обучении детей. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.
Сл. 3. Принцип индивидуального подхода не является нововведением в воспитании и развитии детей. Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я. А. Каменский, Жан- Жак Руссо, К. Д Ушинский, Н. К. Крупская, А. С Макаренко, В. А. Сухомлинский. Они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, а также для гуманного отношения педагога к ребенку. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI в.
Сл. 4. В чем же сущность индивидуального подхода?
Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики,требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.
Значит, в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок.
Сл. 5. Так что же такое индивидуальный подход? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто путают с понятием индивидуализация.
Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.
Индивидуальный подход – это организация педагогом воспитательно – образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Выявление проблемных или сильных сторон развития ребёнка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.
Сл. 6. К чему нас нацеливает ФГОС ДО?
Данная тема является значимой, так как нашла отражение в ФГОС ДО. Одним из основных принципов ДО, провозглашенных в ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы.
Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.
Сл. 7. Так что же дает реализация индивидуального подхода каждому из участников образовательного процесса?
Ребё нку: укрепляет положительные качества ребёнка и устраняет недостатки.
Педагогу: помогает правильно организовать работу со всей группой (при условии если педагог постоянно изучает детей, выявляет уровень и темп развития каждого, ищет причины отставания).
Родителю: повышает степень удовлетворённости родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг.
Сл. 8. Сегодня мы с вами рассмотрим тему «Индивидуальный подход в процессе ФЭМП детей младшего и среднего возраста», над которой наш детский сад работал в течение года.
Содержание ОП ДО д/с базируется на основе комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,С. Г. Якобсон).
Формирование математических представлений у дошкольников рассматривается как основная часть ОО «Познавательное развитие» и описано в самостоятельном подразделе «Познавательное развитие: математические представления», автором которого является Е. В. Соловьева. Данный раздел запланирован во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей, и включает в себя работу по интеллектуальному развитию, ФЭМП и основ логического мышления. Автор даёт методические рекомендации.
Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, создать условия для полноценного развития не только слабых, но и способных детей предлагается дифференцировать программные задачи на три группы:
Первую группу образуют преимущественно навыки в минимальном необходимом объёме, доступные для усвоения всем психически развитым в пределах возрастной нормы детям независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребёнка к обучению в школе.
Вторая группа включает ознакомление детей с наиболее трудными вопросами следующего года обучения. Этот уровень чаще используется в заданиях. Усвоение этого материала обеспечит ребёнку высокий уровень готовности к школе.
Третья группа включает материал, который дается детям ознакомительно, с целью углубления формирующихся у них основных представлений (например, о числе). Этот уровень затрагивает только сферу представлений, а не навыков.
Сл. 9. Что касается математического развития конкретно нашего детского сада
Исходя из анализов конечных результатов деятельности ДОУ за 2018-2019 учебный год, выявили недостатки в работе по ФЭМП у детей младшей и средней групп.
Результаты обследования детей младшей и средней группы представлены на экране.
Сл. 10. Цель: реализация принципа индивидуального подхода в обучении элементарным математическим представлениям детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи перед педагогами:
- выявить причины недостатков в работе по ФЭМП
- выявить особенности организации образовательного процесса по ФЭМП у детей через индивидуальный подход
-создать необходимую РППС групп
- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме
Сл. 11. Анализ результатов наблюдения за образовательным процессом в данных группах показал, что в современных условиях деятельности ДОУ, воплощение идеи индивидуального подхода в практике вызывает противоречия и трудности.
Провели анализ профессиональных затруднений педагогов. Выявили:
- одни педагоги нашего детского сада испытывают основные трудности в реализации индивидуального подхода из-за большой наполняемости групп, тем самым работая по усредненному ребёнку;
- другие связывают сложность с обилием педагогической документации, тем самым не уделяя должного внимания принципу индивидуального подхода;
- так же педагоги игнорируют принцип индивидуального подхода, в связи с увеличением в группе количества детей с особыми образовательными потребностями;
- отказ родителей от сотрудничества.
Чаще всего педагоги осуществляют индивидуальный подход по отношению к гиперактивным детям, количество которых растет год от года. Или же к способным детям, остальные дети остаются в стороне.
Сл. 12. Особенности организации образовательного процесса:
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены семинары- практикумы, индивидуальные консультации.
Сл. 13. Особенности организации образовательного процесса:
- продумать посадку детей
- планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать)
- поощрение
- развивать инициативность
- т. д.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений предлагаем такие задания: – по уровню сложности, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек. Подобные упражнения вызывают интерес, большую активность у детей.
Сл. 14., Сл. 15. Развивающая среда
В нашем детском саду РППС, способствующая формированию элементарных математических представлений детей, представлена «математическими уголками». В этом учебном году все группы ДОУ приняли участие в смотре – конкурсе «Лучший математический уголок в группе».
Сл. 16. Родители
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
Работу с родителями и детьми ведем одновременно. Обеспечивая тем самым разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к элементарным математическим представлениям, обучение их способам поиска ответа, решения. Активное участие родители принимают и в насыщении математических уголков, в реализации проектов, в мастер - классах. Таким образом, работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям.
Сл. 17. В результате реализации принципа индивидуального подхода в процессе формирования элементарных математических представлений детей младшего и среднего возраста на конец учебного года процент детей, усвоивших программный материал, увеличился, а количество детей с низким уровнем – уменьшился.
Таким образом, принцип индивидуального подхода применяется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.