Галина Бахтинова
Опыт работы «Формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Именно по этому, это направление работы является приоритетным и актуальным в моей деятельности.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни“» размещена в разделах
Таким образом, я поставила перед собой цель: формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели определила задачи:
1. Развитие у детей познавательных интересов, необходимых для
правильной и безопасной ориентации на улице. 2. Закрепить знание дорожных знаков 3. Расширить знания детей о транспортных средствах
4. Воспитывать культуру общественного поведения в процессе общения с дорогой. 5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
При обучении дошкольников я придерживаюсь принципов,систематичности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтапности.
Первый этап (диагностика) — уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который я могу опереться в дальнейшей работе по данной теме. Критерии оценки знаний детей использую из парциальной программы Авдеевой Н. Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», раздела «Ребёнок и улица»Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года, что позволяет определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению
На основе результатов диагностики разработала перспективный план средней, старшей и подготовительных групп
Второй этап работы я начала с подробного изучения данного вопроса. Занялась подбором и изучением необходимой методической и популярной литературы (справочники, рекомендации, темы бесед, сценарии праздников и викторин, детская художественная литература, стихи и загадки про транспорт и правила дорожного движения, подбора иллюстрационного материала, приобретения настенных плакатов, подбора игр.
Третий этап моей работы — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности на дороге. Организацию работы с детьми я начала с оснащения предметно развивающей среды группы. С этой целью, раздевалка и групповая комната оснащена необходимой художественной и методической литературой, наглядными и дидактическими пособиями по правилам безопасного поведения на улице. В группе вместе с детьми изготовили: настольные макеты улиц, тротуаров на которых изображены: наземный переход, знаки дорожного движения в иллюстрированном варианте и на стойках, светофор, приобрели транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь).
Для реализации успешной работы использую следующие формы организации.
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Развлечения.
3. Дорожные ловушки.
4. Экскурсии, прогулки.
5. Чтение художественной литературы, беседы.
6. Игры (включительно все виды игр).
7. Заучивание стихов, загадок.
8. Посещения авто-класса.
Продумывая каждую форму работы по изучению правил дорожного движения стараюсь, чтобы не было детям скучно, уныло. Используя макет, знакомлю детей с темами : "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т. д. Маленькие пешеходы и пассажиры постигают азы дорожной азбуки посредством игры, творчества, праздников. Совместная деятельность с детьми проходит во второй половине дня. Во время бесед, которые обычно начинаю с объявления темы, включаю наглядный материал, игровые приемы, чтения художественной литературы, стихотворений, загадок, рассказов.
Игры использую в разных аспектах, они направлены на закрепления умений и знаний детей. Это могут быть игры со знаками на правила дорожного движения, дидактические игры, настольные игры. Использую так же и сюжетно-ролевые игры (подвижные игры — комнатные, уличные — на проезжей части дороги с дорожными знаками). При этом стремилась максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности, как в группе, так и на улице. С этой целью, на территории детского сада, и в группе вместе с шефами (пятый курс Брянского государственного аграрного университета, родителями оборудовали проезжую часть дороги, поставили дорожные знаки, сделали разметку пешеходного перехода
Особый интерес у детей вызывает установленный на территории детского сада действующий светофор – подарок депутата областной думы Белоуса Н. М.
Особенно внимательно отношусь к детям старших групп, ведь они — будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода.
Полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Чтобы моя работа достигла желаемого результата, активизирую работу ДОУ с социумом.
Детский сад – Дети – Родители – Школа – Брянский государственный аграрный университет - ГИБДД
Встречи с нашими взрослыми шефами-студентами и преподавателями Брянского государственного аграрного университета проходят в тёплой, дружеской обстановке. Наибольший интерес и внимание у детей вызывают экскурсии в авто-класс
Наше сотрудничество со школой, позволяет нам решать данную проблему сообща. Приход учеников начальных классов с учителем в детский сад, позволяет нашим детям показать себя в роли пешеходов, которые знают как себя вести в той или иной ситуации на дороге, гордиться своими знаниями. Инспектор по безопасности дорожного движения частый гость детей ДОУ.
Отмечает высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на дороге.
Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому большое внимание уделяю работе с родителями. Анкетирование позволило выявить темы, которые родители считают наиболее актуальными. Все родители (100%) выделили тему "Ребенок на улице". В раздевалке создала информационный уголок безопасности. Цель создания уголка безопасности дорожного движения разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, в уголке для родителей периодически меняю информацию : Оформляя такой уголок, я стараюсь сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог.
Также знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе по обучению детей дорожной грамоте, рассказывают об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте. На родительских собраниях, родители принимают активное участие в обсуждении данного вопроса.
В своих выступлениях они показали, что как бы они не были загружены в повседневной суете, безопасность детей на первом месте. В индивидуальных беседах подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых, основной упор в работе с родителями делаю на том, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Для закрепления программного материала практикую задания на дом, которые дети выполняют совместно с родителями. Так было предложено найти или составить загадки — описания о наземном транспорте. Мне было важно, во - первых, увидеть, что родителям не безразличны интересы детей; во - вторых ребята совместно с мамой, а особенно с папой или дедушкой выполняют это задание, а отгадку рисуют.
В процессе выполнения заданий дети закрепляют названия транспорта, у них развивается речь, интерес; тренируется память, внимание и усидчивость. Данный материал разместили в уголке. Другое задание детям на дом было: нарисовать улицу, на которой ты живешь. Разная была реакция со стороны родителей. Приходилось разъяснять, что у детей развивается наблюдательность, память; закрепляются знания домашнего адреса, знания количественного и порядкового счета. В чем в дальнейшем убедились родители. В наших силах, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми, шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!
Родители отмечают, что у детей значительно повысился уровень знаний дорожной грамоты, дети узнают знаки на улице и даже обсуждают с родителями, как поступить в какой-то ситуации, пусть даже с детской наивностью и непосредственностью
Мой творческий поиск продолжается и сегодня. В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, а также изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.
В заключении можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми,помогут им избежать неприятностей на дороге.