Мария Родичкина
Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей для развития дошкольников музыкально – ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.
Актуальность опыта
Публикация «Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учётом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает большие возможности перед работниками образования. Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Считаю, что основной эффект развития – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента. Педагог Эмилем Жаком Далькрозом, который разработал в начале ХХ века систему музыкально – ритмического воспитания детей, основа которой синтез музыки и движения, считал, что музыкально - ритмические упражнения - универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Он говорил, что «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что способствует «более живой и успешной работе мозга».
В своей работе я использую интегрированный подход к процессу обучения (элементы программы по ритмической пластике детей А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»; «Путешествие в мир музыки» Л. С. Ходонович; музыкально – дидактические игры Г. А. Никашиной; элементы танцевально–игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, «Образные упражнения и игры в музыкально –ритмическом развитии детей» Зиминой А. Н., «Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Кореневой Т. Ф, «Уроки музыки» Т. Э. Тютюнниковой, «Этот удивительный мир» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой).
Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению. Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики. Вторая линия – овладение основными движениями : различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений. Третья линия – танцевальные движения, особое внимание в них – общение. Четвертая линия – ориентировка в пространстве. Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.
Главная задача – познакомить дошкольников с языком движений и подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально.
Цель опыта:
Способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмических движений.
Задачи опыта:
Образовательные:
- приобщать к танцевальному искусству;
- формировать навыки основных танцевальных движений.
Развивающие :
- развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать к творчеству;
- развивать потребность к самовыражению в движении под музыку.
- формировать знания, умения перевоплощаться в различные музыкальные образы.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества у детей дошкольного возраста;
- побуждать к самостоятельной передаче музыкального образа посредством музыкально – ритмических движений.
Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
3. Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному;
4. Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс (концерты детей).
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
1. Использование презентаций, которые позволяют более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.
Успехи и достижения в области музыкально – ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий. Поэтому, я выделила этапы образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Каждый этап имеет свои задачи.
Первый этап – (вторая младшая группа). Задачи этапа: воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под музыку; развивать воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
Второй этап - средняя группа. Задачи этапа: продолжать воспитывать потребность к самовыражению, импровизации в движении под музыку; формировать знания, умения перевоплощаться в различные музыкальные образы; развивать слушательский опыт разнообразных по стилю и жанру музыкальных произведений, передавая характер и настроение музыки в движении.
Третий этап – старшая группа.
Задачи этапа: развивать умения сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку; импровизировать в драматизации, самостоятельно создавать музыкальный образ; развивать воображение, фантазию, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, уметь оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Длительность работы
Работа по формированию данного опыта продолжалась на протяжении 5 лет. Внедрение разработанной системы в собственную педагогическую деятельность - 3 года, анализ и систематизация данных, полученных в результате теоретического и экспериментального исследования, разработка и внедрение методических рекомендаций, литературное оформление текста – опыта, результативности, обобщение, описание и распространение опыта 1год.
На первом этапе исследовательской работы я проводила теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.
В эксперимент были взяты дети старшего дошкольного возраста. Объектом исследования выступила музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ.
Основная задача – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности, диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности. В процессе исследовательской работы был выявлен уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста.
Получены следующие результаты: музыкально-ритмические движения : высокий уровень – 25%; средний уровень – 60%; низкий уровень - 15%.
На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими движениями. Работа осуществлялась с детьми старшей группы в течение 1 года.
Ведущая идея опыта: Доказать эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования различных программ и методик.
Возможность раннего знакомства детей с музыкально - ритмическими движениями (физическими упражнениями, танцами, плясками, хороводами, музыкальными играми) и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации)– трёх характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой. Специфика движения в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в музыкально – ритмических движениях творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий, чаще отказываются от таких заданий. В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны. Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате они оказываются лишенными той содержательной опоры, которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения творческих композиций. Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Исходя из сказанного, одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.
Для того, чтобы ребенок мог сочинить, импровизировать, необходимо развивать основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Для развития творческих способностей в своей работе использовала:
- музыкально – ритмические композиции А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»; Суворовой «Танцевальная ритмика»;
- этюды-настроения, этюды-сюжеты Е. В. Горшковой;
- музыкальный сюжетно – игровой комплекс Л. С. Ходонович;
- игророритмику, упражнения на расслабление («Са-Фи-Дансе»- Е. Фирилёва, Г. Сайкина);
- Музыкально–двигательные упражнения в детском саду Е. П. Раевской;
-Л. С. Выготского «Психология искусства»;
- Е. Ю. Дрожжина, М. Б. Снежкова «Обучение детей танцам в детском саду»;
- Н. А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребёнка»;
- Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»;
- Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой «Музыкально- двигательные упражнения в детском саду»;
- Т. Ф. Кореневой «Музыкально –ритмические движения».
В работе использовались следующие методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, импровизационный, игровой.
На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Например, в композиции «Танцуйте сидя», дети на проигрыш, сами придумывают общеразвивающие упражнения, на проигрыш в композиции «Три поросёнка» - пляску поросят и т. д. Такие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения. В инсценировании песни «Два барана» И. Козлова, дети по тексту исполняют движения по ролям (в образе Белого и Чёрного баранов, а в инсценировании песни «Расплата», дети изображают диалог Девочки и кошки. Для подобных заданий я подбирала песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению («Кошки – мышки», «Всё мы делим пополам» В. Шаинского и др.). Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих товарищей. Все это создает творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
В процессе исследовательской работы содержание занятий по овладению детьми музыкально-ритмическими движениями были отобраны достаточно простые доступные детям музыкально дидактические игры. На основе специально подобранного музыкального репертуара была разработана система музыкально-ритмических движений, которая включала 2 раздела: музыкальная пантомима и музыкальные движения, которые определяют основные направления обучения. В процессе развития двигательной активности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.
Вся исследовательская работа проходила поэтапно.
I этап работы направлен на развитие детского музыкального воображения;
II этап работы подчинен активному и самостоятельному исполнению музыкально-ритмических движений на основании накопительного опыта детей;
На итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических движений, который позволил выявить следующие результаты: по результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической деятельности. Музыкально-ритмические движения : высокий уровень – 75%, средний – 25%. Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности музыкально – ритмических движений достиг максимального подъёма и соответствует поставленным целям и задачам исследовательской работы. При сравнении результатов исследовательской работы на начальном и итоговом этапах были получены следующие результаты: прирост высокого уровня = +32%, прирост низкого уровня = -32%.
Результативность опыта
Результативность процесса определялась путём проведения педагогической диагностики развития творческих способностей детей (начало и конец года). Диагностика проводилась на основе наблюдений в ходе занятий и бесед с детьми. Тестировалась группа из 12 детей.
Из приведённой таблицы, результаты работы по развитию творчества через музыкально – ритмические движения дают стабильные положительные результаты.
В частности, у детей, благодаря регулярным дополнительным занятиям возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, в развитии творческих способностей, нравственно- коммуникативных качеств личности. Были созданы условия для развития музыкально-ритмических способностей : дидактические игры, музыкальные уголки, инструменты, с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещётки, ритмические таблицы, костюмы).
Проводились индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные занятия с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальные, художественно-речевые, изобразительные, игры-драматизации, совместная деятельность детей и взрослых в развлечениях и утренниках.
Заключение
Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом направлении реализуется в соответствии с их
подготовленностью. Данный подход к обучению музыкально - ритмической деятельности оказался эффективным, что выразилось в высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала. Музыкально – ритмическое творчество всесторонне развивает ребёнка, формирует разнообразные умения, способности, качества личности, развивает речь, внимание, память, мышление, формирует красивую осанку. Освоение детьми старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическими движениями своевременно позволяет перейти к более сложным танцевальным композициям.