Наталья Маякова
Опыт работы «Метод проектов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Солнышко»
г. Приволжск
Презентация опыта работы на тему :
«Метод проектов в ДОУ как
инновационная педагогическая технология».
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Маякова Наталья
Вячеславовна
Приволжск 2016г.
Слайд 1.
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Публикация «Опыт работы „Метод проектов в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой
Слайд 2
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Слайд 3. И я поставила перед собой вопрос: Как же поправить ситуацию? Как сделать так, чтобы интерес к познанию у ребенка не потерялся, не исчез при переходе малыша из детского сада в школу. Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов в России стал популярен в конце девяностых годов xx века. Педагогов привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.
В настоящее время проектная деятельность органично входит в новые стандарты дошкольного образования, поэтому я стала активно вводить метод проектов в детском саду, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
Слайд 4.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста актуально по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Использование проектного метода способствует развитию познавательной активности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Слайд 5
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в группе, так как мне приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Слайд 6 Использование метода проектов в детском саду актуально и очень эффективно. Так как данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Начиная с 2011года, я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед собой поставила задачу: задачу научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов : исследовательский, поисковый, творческий. Я применяю в своей работе все эти методы.
Слайд 7. Темы проектов я определяла по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по моей инициативе: что я считаю важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась мною, то я подбираю соответствующую возрасту мотивацию: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.
Примерный план работы по подготовке проекта
1. Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала, организация предметно-пространственной среды.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения детьми.
8. Итоговое мероприятие по проекту.
9. Презентация проекта.
Слайд 8. В работе с детьми я использовала следующие проекты :
Ролево-игровой проект (проект «Будь здоров малыш»)
Работу организовала по нескольким направлениям: воспитание осознания и потребности в здоровом образе жизни; создание оптимальных условий для реализации двигательной активности детей; воспитание у дошкольников навыков личной гигиены, обеспечение оздоровительно-физкультурной работы в течение дня с учётом возрастных особенностей. Большое внимание уделяла формированию ценностного отношения к своему здоровью и воспитанию здорового образа жизни: привития стойких культурно-гигиенических навыков (правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании); формирования представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирования привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Слайд 9. Для этого в работе с детьми применяла : художественное творчество, познавательные и эвристические беседы, игры познавательного цикла, чтение художественной литературы, слушание песен.
В ходе реализации проекта был изготовлен наглядно -дидактический материал: «Овощи», «Фрукты», «Полезные продукты», «Культурно-гигиенические навыки».
Проведена выставка детского творчества.
Слайд 10. В результате реализации проекта «Расти малыш здоровым» дети познакомились со способами сохранения здоровья, профилактикой заболеваний, пользой закаливания, совершенствовали умения выполнять основные культурно-гигиенические правила (элементарные правила режима питания, использования столовых приборов, мытья рук перед едой с мылом, мытья овощей и фруктов перед едой); поняли значимость физических упражнений для здоровья; научились оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе.
Этот проект по здоровьесберегающим технологиям нашел положительный отклик со стороны родителей. Родители стали больше проводить времени на свежем воздухе с детьми, появилась большая заинтересованность в укреплении здоровья, организации рациональной двигательной активности детей, больше внимания стали уделять правильному питанию детей.
Слайд 11. Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательско -творческий проект «Неизведанное рядом». Данные проведенной мной диагностики показали, что дети проявляют большой интерес к окружающему миру природы, но представления о связях и закономерностях в природном мире неглубокие, поверхностные, что требует нового уровня экологических знаний.
Целью данного проекта было расширение знания детей об объектах неживой природе встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
В своей работе над этим проектом я отдала предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я заметила, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Для успешной работы в реализации проекта я создала условия для работы, собрала литературу, обогатила всем необходимым центр экспериментирования.
Детям было предложены разные виды деятельности: опыты, беседы, наблюдения, чтение худ. литературы, игры-исследования, непосредственно образовательная деятельность.
Слайд 12. Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В ходе реализации проекта «Неизведанное рядом» дети приобрели знания: о воде и её свойствах, о свойствах песка и воздуха; начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности, которая способствовала развитию познавательной активности детей.
Слайд 13. Продуктом проектной деятельности стала картотека опытов. Заключительным этапом проекта было итоговое занятие «Путешествие утенка», которое позволила детям закрепить полученные в ходе реализации проекта знания.
Слайд 14. Пробуждение интереса к деятельности взрослых, формирование положительного отношения к детскому саду было применено в информационно - практико-ориентированном проекте «Детский сад –мой второй дом»
Целью реализации данного проекта стало : сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада.
Поставила задачи для взрослых: заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта.
Задачи для детей: воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.
Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
Слайд 15. Для этого с детьми были проведены: викторины, занятия и беседы, сюжетно – ролевые игры, экскурсии по территории детского сада и рядом лежащих улиц, продуктивная деятельность (придумывали и рисовали флаг и герб детского сада, встречи с выпускниками и с ветеранами труда.
Слайд 16. Для решения задачи заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта была проведена следующая работа :
- Конкурс «Бабушка, нарисуй свою любимую игрушку»
- родители и сотрудники были привлечены к сбору фотографий, как они посещали д/с.
- Оформление выставки работ детей и родителей по теме проекта “Детский сад – второй мой дом»
Слайд 17. В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о своем детском саде (история, символы, сотрудники) ,но и стали с уважением и любовью относится к любимым и близким людям, к дому, семье, детскому саду а также поняли, что детский сад - это действительно второй дом для ребенка.
Слайд 18. При дальнейшей работе над проектной деятельностью стала использовать формы профилактической работы по правилам дорожного движения, тем самым формирую навыки личной безопасности, развивая познавательную активность, обучая адекватным действиям в разных ситуациях.
Примером стал долгосрочный творческо-информационный проект в детском саду «Безопасная дорога детства». Цель его: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. В осуществлении проекта принимали участие специалисты ДПС.
В работе с родителями использовала анкеты с целью определения уровня знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям. По правилам дорожного движения проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями, затем предложила помочь в создании макета «улица» ; нарисовать вместе детьми «Письмо водителю»
Регулярно помещала в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения».
Слайд 19. В этом проекте дети проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно- продуктивного цикла, а также я проводила с детьми : беседы с проблемными ситуациями, составляли рассказы, проводили викторину, отгадывали кроссворды, чтение художественной литературы, лепили дорожные знаки, целевые прогулки, игры: настольно- дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые.
Слайд 20. Заключительный этап включал в себя:
Акция «Письмо водителю», проведение театрализованного представления
Слайд 21. Результатом данного проекта стало то, что дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. У детей формировалось патриотическое отношение к родному городу.
Слайд 22. Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей.
Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Педагогов проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, требует ежедневного творческого, личностного роста. Позволяет интересно организовать воспитательно – образовательный процесс.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
(приложение №1 на диске)