Приложение МААМ

Опыт работы по программе «Люби и знай родной свой край»

tatianapavlova
Опыт работы по программе «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по программе «Люби и знай родной свой край» .

СЛАЙД 2

Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности.  Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Публикация «Опыт работы по программе „Люби и знай родной свой край“» размещена в разделах

Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни

СЛАЙД 3

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, культурным традициям своего народа следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем районе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Оренбургского края. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, районом, а затем и страной, ее столицей и символами. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной район известен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Один год я работала по программе «Люби и знай родной свой край».

СЛАЙД 4

Основные цели и задачи

Цель:Приобщение детей дошкольного возраста к национально-культурным традициям родного края.

Реализацию данной цели осуществляла через решение следующих задач:

Задачи:1. Прививать интерес к культуре народов населяющих Оренбургскую область через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.

2. Познакомить с элементами материальной культуры включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

3. Расширять представления об Оренбуржье как о многонациональном крае.

4. Развивать любознательность, активность детей, желание узнавать о традициях и быте других народов;

5. Развивать познавательный интерес к процессу общения с людьми разных национальностей;

6. Воспитывать уважительное отношение к наследию других народов.

7. Развитие интегративных качеств ребенка (толерантности) средствами приобщения к культуре и традициям разных народностей Оренбургского края.

СЛАЙД 5

Содержание психолого-педагогической работы было направлено на то, чтобы:Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным поселком;

-  приобщать к истории и культуре родного района;его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного района;

-  формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность. Закрепить знания о родном крае : название района, основные достопримечательности. история возникновения района, его названия.

Познакомить детей с национальностями проживающими на территории Оренбургского края, национальными костюмами.

Сформировать у детей представления о полезных ископаемых Оренбургского края (газ, нефть, соль). Способах их добычи и их роли в жизни человека.

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, святки, коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком.

Познакомить детей с традициями чаепития народов Оренбургской области, национальными блюдами; воспитывать интерес к традициям разных народов; закреплять умение различать национальные костюмы народов.

Использовала в работе вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы «Люби и знай родной свой край» .Региональный компонент реализуется через все направления образовательной деятельности в ДОУ.

Наблюдение за природой родного края

Рассматривание иллюстраций о родном крае

Экскурсии и целевые прогулки (в краеведческий музей МОАУ ДСОШ №2, к монументу Воинской славы и т. д. ;)

Организован патриотический уголок в группе

Создали краеведческий мини-музей в группе

- рассказ воспитателя;

- наблюдение за изменениями в облике родного района, за трудом людей в детском саду и в районе;

- беседы о родном районе, стране, ее истории;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.);

Окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, Иллюстрации, альбомы, видео фильмы использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка)

- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и календарных праздниках;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

СЛАЙД 6

Особое внимание было уделено созданию развивающей предметно-пространственной среды,в котором содержится материал по ознакомлению с родным селом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.

СЛАЙД 7

В уголке собран материал по социально-нравственному воспитанию:Семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские рисунки на тему «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», художественная литература по данной тематике.

СЛАЙД 8

Произведения устного народного творчества :Сказки; былины; предания.

СЛАЙД 9

Материал по ознакомлению детей с родным селом, с Оренбургским краем:Подбор литературы о Оренбургской области.

Тематические папки, содержащие фотографии и рисунки символов нашего села, района, альбомы о ветеранах, о достопримечательностях села. Детские рисунки: «Моя Домбаровка», «Лото»,«Разрезные картинки»

СЛАЙД 10

Материал по ознакомлению детей с нашей страной – Россией:Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России, карта России.

Природные зоны страны. Тематические папки: «Народы, населяющие Россию» «Промышленность», «Сельское хозяйство».Дидактические игры для детей.

СЛАЙД 11

Материал для ознакомления с защитниками Отечества: Тематические папки: «Наши предки -славяне», «Памятники воинской славы», «Великая Отечественная война», «Богатыри земли русской».Модели военных солдатиков. Дидактические игры для детей «Защитники Отечества».

СЛАЙД 12

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры :Тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», «Из истории русского народного костюма», «Праздники, традиции и обычаи», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства…

СЛАЙД 13

Наша планета Земля:Карта Мира, глобус. Художественная литература, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

СЛАЙД 14

Великие соотечественники:Тематическая папка ; портреты; художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

Был составлен комплексно-тематический план по модулям совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка по программе «Люби и знай, родной свой край».

Модуль 1.«Домбаровка - моя малая родина».

СЛАЙД 15

Первым шагом по реализации регионального компонента стало знакомство детей с историей Домбаровского края: «Откуда пошла земля Домбаровская», первые поселения, наши Домбаровские степи, по историческим местам Домбаровской земли, пословицы о любви к Родине, создание книги о Домбаровском районе, чтение художественной литературы. Дидактическая игра: «Найди и назови»(распознавание ландшафта Домбаровского района, различие степи от леса, пустыни и моря)». Рисование на тему: «Мой поселок- Домбаровский»

СЛАЙД 16

Продолжением нашей работы по изучению достопримечательности поселка стало:. Игра-путешествие «Достопримечательности нашего поселка» Достопримечательности нашего поселка, памятник защитникам Отечества в нашем поселке, памятник шахтеру, улицы нашего поселка, рисование на тему: «Поселок, в котором я живу» Словесная игра: «Назови улицу, на которой живешь ты» (если дети затрудняются с ответом, дать задание ответить на вопрос с помощью родителей) Дидактическая игра: «Исторические места родного края». Изготовление альбома на тему: «Мой поселок- Домбаровский» из детских рисунков.

Благодаря экскурсиям, играм, чтениям книг дети познакомились с улицами нашего поселка.

Беседы «Мои знаменитые земляки». «Почётные граждане Домбаровского района», «аллея Славы», «герои Советского союза», «герои России», працелинники Домбаровского района, герои труда, ознакомление с пословицей «Дерево славится плодами, а человек – трудом», чтение сказки: «Волшебные семена» - помогает прививать любовь к родному краю.

СЛАЙД 17

Модуль 2.«В семье большой, семье единой» (основные национальности родного края, семейные традиции)

Была организована работа по изучению происхождения каждой семьи, имени и фамилии близких родственников, семейных традиций, праздников через беседу «Моя семья», рассказы воспитанников «Традиции и праздники в моей семье».

Поселок Домбаровский многонационален. Благодаря беседе «Моя нация – русские» дети познакомились с древним жилищем руссичей, национальные игры, ритуалы, русский народный костюм, национальное блюдо (лапша, блины,национальный праздник «Пасха», история пасхального яйца, просмотр видео- роликов, презентации, прослушивание национальных мелодий. Народная игра : «Прыжки через костер», «Горелки»;

СЛАЙД 18

Беседа «Моя нация – казахи» - знакомство с древним жилищем казахов «Дом святое место», казахские ритуалы, национальные игры, национальный казахский костюм, национальные казахские блюда, национальный праздник «Наурыз», просмотр видео- роликов, презентации, прослушивание национальных мелодий;

СЛАЙД 19

Беседа «Моя нация – азербайджанцы» - знакомство с историей нации азербайджанцы. Азербайджанцы – тюрки. Праздники азербайджанцев, национальные игры, национальные костюмы, национальные блюда,прослушивание национальных песен, разучивание национальных танцев, национальные игры ;

СЛАЙД 20

Беседа «Моя нация – украинцы» - знакомство с историей нации украинцы, Праздники, ритуалы, национальные игры, национальные народные костюмы, национальные ремесла, национальные блюда, прослушивание национальных песен, разучивание национальных танцев.

Модуль 3.«Природа нашего края».

СЛАЙД 21

На прогулке, во время бесед «Растительный мир Домбаровского района»,отгадывания загадок, дидактических игр: «С какого дерева листок», «Что в степи растет, кто в степи живет».дети знакомились с растительным миром Домбаровского края, лекарственными растения родного края, пшеничными полями, отгадывание загадок.

СЛАЙД 22

На занятиях, во время бесед «Животный мир Домбаровского района», отгадывание загадок, дидактических игр: «Дикие и домашние животные», «Чей домик?» дети знакомились с животным миром Домбаровского края.

СЛАЙД 23-24

Беседы «Природа и богатства Домбаровского края», русские народные пословицы, поговорки, приметы о природе, дидактическая игра: «Узнай по описанию» способствовали знакомству детей с полезными ископаемыми нашей земли, познакомили с Рекой Кугутык, Ушкатинским водохранилищем. Сделали поделки из природного материала. Собрали информацию о растениях и животных, находящихся под угрозой исчезновения. (с привлечением родителей) родителей.

СЛАЙД 25

Экскурсии имеют большое значение в реализации регионального компонента.

В краеведческом музеи п. Домбаровского, дети знакомились историй возникновения поселка – «От куда пошла земля Домбаровская», почётными гражданами Домбаровского района, с природой, полезными ископаемыми края, растительным, животным миром Домбаровского края, с воинской частью, с ветераны Великой Отечественной войны. Оформили мини- музей в группе.

СЛАЙД 26

Модуль 4. Традиции родного края.

Изучая традиции родного края. «Рождество» Первая рождественская звезда, Предание о первой рождественской елке, колядки, рождественские костюмы, блюда, игры «плетень», знакомили с библией, святками. Провели развлечение «Пришла коляда накануне Рождества». Сделали поделку ручной труд «Ангел».

Изучая традиции родного края «Масленица» познакомила детей с понятием традиция, историей возникновения праздника, какие праздничные обряды, герои масленицы: чучело масленицы и блины, народные потешки, заклички, названия дней масленичной недели. Рассмотрели репродукции картин художников – Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», К. Юсон «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа честная масленица». Развлечение «Как на масленой неделе блины по небу летели». Праздник «Пасха». Познакомила детей с историей возникновения праздника, обряды, обычаи, «Пасхальный перезвон», куличи, яички, знакомство с элементами росписи пасхальных яиц, вербное воскресение. Совместно с детьми организовали выставку пасхальных яиц.

СЛАЙД 27

Беседа. Традиции родного края. «Наурыз»,познакомила детей с историей возникновения праздника, обряды, обычаи, блюда, игры, айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. Рассмотрели иллюстрации на тему Наурыз. Показала видеоролик с праздника.

СЛАЙД 28

Изучая прошлое и настоящие поселка, дети знакомились с историей возникновения праздника «День Рождения поселка Домбаровский», дата проведения праздника, обычаи, игры, символика, глава поселка, памятники поселка. Провели конкурс рисунков мы украсим наш поселок.

Работа по реализации регионального компонента ведется совместно с родителями: они оказывают активную помощь в сборе и изучении материалов о родном крае с удовольствием посещают с детьми достопримечательности поселка. Совместными усилиями родителей и детей было организовано мероприятие «Родной свой край люби и знай».

СЛАЙД 29

Успех патриотического воспитания наших дошкольников, во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители нашей группы являются активными участниками проектов. Например, был реализован проект «Моя семья».Праздники-развлечения «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «День матери».

Изготавливают поделки из природного материала на выставки творческих работ «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза»

Таким образом, формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

СЛАЙД 30

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «Люби и знай, свой родной край Башкоростан» Содержание программы: Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной»Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной» В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по программе «Люби и знай родной свой край»
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 16:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по программе «Люби и знай родной свой край»» (включая файлы) размещена пользователем tatianapavlova (УИ 2304667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД