Надежда Шадяк
Использование инновационных технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в работе с детьми»
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе с детьми» размещена в разделах
Современные дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Педагоги и родители пришли к единому решению, что наши дети требуют особого подхода, потому что они другие. Нынешняя обстановка вокруг детей требует другого сознания, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.
В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности воспитанника по сравнению с традиционной системой. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Самая главная задача дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Поэтому я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Я стараюсь применить их в разныхных видах деятельности. Для того чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и форме. Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. На прогулках предлагаю подвижные игры с различными видами деятельности. Детям очень нравятся такие игры как: «Карусель», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Классы» и другие. Так же дети любят играть в спортивные игры: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Бадминтон».
В нашем саду создан центр «Здоровья». В нем есть атрибуты для спортивных игр: мячи, скакалки, флажки, мешочки для метания, кольцеброс, альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта, диски с мультфильмами о спорте, а также нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с помощью родителей: гантели, дорожки для хождения босиком, оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Так же в группе имеются настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Хоккей», «Волейбол», «Футбол». Для того чтобы и родители были компетентны в вопросе по здоровьесберегающим технологиям, я размещаю на информативных стендах плакаты, стенгазеты, папки передвижки, освещающие вопросы профилактики болезней. Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, акциях, посвящённых здоровому образу жизни. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлении детей, сказывается на здоровье детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.
Технология проектной деятельности – это новая образовательная технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей.
Используя проектную деятельность, я увидела, что у детей появляется познавательный интерес, расширяются знания детей об окружающем мире.
Проектный метод содержит разнообразные формы познавательной работы, который легко применяется в совместную деятельность воспитателя детей и их родителей. Опыт показал, что дети именно в этом возрасте характеризуются устойчивым вниманием, они становятся наблюдательными, способны к анализу, синтезу и самооценке. А так же дети стремятся к совместной деятельности, что немало важно в проектной деятельности. При реализации проектной деятельности в работе с детьми, я использую личностно-ориентированный, развивающий подход к обучению и воспитанию. В своей работе я использую творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать «Огород на окне», «Волшебница вода»; ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи ««Космонавты», «Защитники Отечества», «Безопасная дорога»; информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, такие проекты как, «Красная книга природы», «Покормим птиц зимой», «День космонавтики».
Работа над проектом включает деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. При составлении плана работы с детьми над проектом я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей, творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Технология проектной деятельности саду позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка. Таким образом, я заметила, что проектная деятельность способствует развитию умения у детей свободно и самостоятельно проявлять инициативы в образовательной деятельности и в общении, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах. Развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Правильное использования проектной деятельности привело к позитивным изменениям в развитии личности ребенка.
Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать, становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.
Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением. С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования. В нё м появились:
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
Провожу эксперименты: с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом, тестом. Например, с песком: «Песочные часики», «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка». Так же с бумагой: «В Царстве бумажной королевы», «Свойства бумаги»; водой «Волшебная капелька», «Какая бывает вода»; магнитами «Свойства магнита», воздухом, солнечным светом, тканью, мехом и т. д.
Таким образов в результате использования в своей работе исследовательской деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при достижении поставленной цели. У детей улучшилась речь. Они стали выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Информационно - коммуникативные технологии помогают мне :
-подбирать иллюстрированный и познавательный материала к непосредственно-образовательной деятельности и материал для оформления стендов группы, уголка для родителей. В этом мне помогают детские познавательные сайты «Дошкольник», «Дошколёнок», «Солнышко» и др. ;
- с помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
- создавать презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми. Мною были созданы презентации «День космонавтики», «Олимпийские надежды», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Животные жарких стран» и т. п. Использовать презентации на родительских собраниях «Наша жизнь в детском саду», «А помнишь как это было» и др., совместных мероприятиях с родителями и детьми «Наша дружная семья», «Пасха»;
- обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, наработками других педагогов;
- знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.
- постоянно повышать свою квалификацию дистанционно проходя курсы повышения квалификации;
- участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета.
- новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. В нашем детском саду создан свой сайт. Родители могут свободно зайти на него, узнать новости о жизни детей в ДОУ, посмотреть отчёты о прошедших мероприятиях, получить консультацию по интересующей их теме.
Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует :
-повышению качества образования;
-повышение квалификации воспитателей;
-применение педагогического опыта и его систематизация;
-использование компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-повышение качества обучения и воспитания.
Описанные технологии и формы работы с детьми, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги, а с элементами парадоксальности, деструктивности.
Я считаю, что выстроенная мною работа образовательного процесса с использованием инновационных технологий организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования ФГОС ДО.