Симонова Лариса Владимировна
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство к самостоятельному мышлению.
А. И. Маркушевич
В дошкольном возрасте все дети – это маленькие исследователи. Они с большой радостью, интересом и удивлением изучают и открывают для себя мир. Перед взрослыми стоит задача – помочь им развить и сохранить стремление к познанию. Чтобы исследовать предметы, их свойства и качества, детям необходимы определенные знания. Эти знания пригодятся ему в школе во время обучения. Перед воспитателями стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение. Обучать детей нужно только в определенной системе и на основе личностно-ориентированного подхода, который направлен на развитие познавательных способностей, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае ребенок, который посещает детский сад, сможет стать интересным, интеллектуальным человеком.
Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как развить логическое мышление у маленького ребенка? Конечно же поможет игра. Ведь игра – это интересное и привлекательное занятие для детей. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорят о необходимости создания новых форм игры, в которых бы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Именно такие познавательные игры можно организовать с помощью блоков Дьенеша.
Золтан Дьенеш – всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Многие годы З. Дьенеш посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».
Что же такое блоки Дьенеша?
Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе ни одна фигура не повторяется.
Это одна из эффективных технологий по развитию детей, которую я использую в своей работе. Развивать логическое мышление необходимо как на занятиях, так и в повседневной жизни. Изучив материал по данной теме, я узнала, что современная литература предлагает разнообразные методики, которые помогают в развитии логического мышления детей. Однако, нет системно выстроенного пособия, которое позволило бы работать с детьми в течение всего учебного года.
Я определила тему своего самообразования: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Актуальность данного опыта заключается в том, что работу по развитию психических процессов у детей нужно начинать с раннего возраста. Мы начали знакомиться с блоками «Дьенеша» с первых дней ребенка в детском саду, так как среди всех детей, только один мог ответить на вопросы «Какого цвета, размера и формы предмет?».
Новизна данного опыта заключается в разработке планов и конспектов организованной деятельности, где в содержание занятия я включаю игры с блоками Дьенеша, соответствующие развитию детей (от простых к сложным). Свой опыт работы я могу рекомендовать как начинающим, так и опытным педагогам.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Я изучила методические советы по использованию игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем», Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б., методическое пособие Захаровой Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша».
В предыдущие годы я использовала игры с блоками Дьенеша как элементы нод по математике в старшей и подготовительной группе и получила хорошие результаты. Начав работать в 2021 году с детьми первой младшей группы, решила выстроить систему деятельности по развитию логического мышления с самого раннего возраста.
Цель моей работы – это создание условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов, размерами, цветом.
2. Развивать у воспитанников мыслительные операции: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы.
3. Способствовать развитию у детей умений замещать и моделировать свойства объектов, кодировать и декодировать информацию о них.
4. Учить ребят применять в повседневной жизни знания о цвете, величине, форме.
5. Развивать у воспитанников познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление.
Для выполнения поставленной цели и задач я спланировала и реализовала систему мероприятий:
Создала предметно-развивающую среду в группе (наборы блоков Дьенеша, цветными альбомами с заданиями (это «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
Разработала перспективно-тематического план организованной деятельности с детьми на год;
Разработала конспекты тематических занятий на год с использованием блоков Дьенеша;
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-kak-pomoch-kolobku-vernutsja-v-skazku.html
Разработала картотеку игр с блоками Дьенеша;
https://www.maam.ru/detskijsad/bloki-denesha-kartoteka-igr.html
Разработала план работы с педагогами и родителями.
Организованную деятельность с использованием блоков Дьенеша провожу еженедельно, а также включаю отдельные игры и упражнения на нод по всем образовательным областям: познание (нод по конструированию, математике – поиск, путешествия, физическое развитие (подвижные игры, используются как различные ориентиры, социально-коммуникативное развитие (игры Магазин, Автобус, Супермаркет, художественно-эстетическое (использование блоков Дьенеша в технологических картах, показывающих последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, аппликации и художественном труде с помощью условных обозначений, речевое развитие (рассказывание сказок, мнемотаблица, усвоение звукового анализа слова).
На первых занятиях я дала возможность самостоятельно детям познакомиться с блоками. Материал сам по себе очень привлекателен для детей : приятный на ощупь, яркий. Воспитанники с удовольствием выполняли с ним различные действия. Они увидели, что все блоки разные, что с ними интересно играть: строить, выкладывать дорожки, различные башенки, заборчики и другое.
После самостоятельного знакомства с блоками, я предложила детям более сложные упражнения и игры. Например, разложить в ведерочки определенного цвета блоки, отобрать одинаковые блоки по форме, по размеру.
При этом задаю вопросы:
1. Найди все фигуры красного (синего, желтого) цвета.
2. Найди все фигуры большие (маленькие).
3. Найди все фигуры круглые (квадратные, треугольные).
Затем их усложняю:
1. Найди фигуру не такую как эта по цвету (размеру, форме).
2. Найди фигуру не такую как эта по размеру и цвету.
3. Найди такую же фигуру, как эта по форме, но не такого цвета.
В игре «Раздели фигуры» использовала игрушки. Предлагала разделить все фигурки между игрушками, задавая при этом вопросы:
- Какие фигурки оказались у мишки?
- У зайчика?
Можно предложить разные варианты игры: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
Используя альбомы для малышей, дети составляли различные постройки. Сначала дети накладывали блоки на цветные изображения в альбоме, а потом составляли фигуры по образцу на столе самостоятельно.
Такие игры развивают у детей не только логическое, но и творческое мышление и речевую активность.
Во второй младшей группе дети стали выполнять более сложные задания. Сейчас использую опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, форма – соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий, величина – силуэтом дома (большой, маленький).
Блоки Дьенеша использую как предметы-заместители на нод по развитию речи. Например, русская народная сказка «Курочка Ряба».
Несмотря на то, что детям 4 года, они уже умеют сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы. Они используют в повседневной жизни знания о цвете, величине, форме. В свободной деятельности, на прогулке, в общении со сверстниками дети употребляют слова «большой», «маленький», «толстый», «тонкий», называют цвета и форму предметов.
Мною была проведена консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал», а также для педагогов детского сада проведен мастер-класс «Игры с блоками Дьенеша» и нод «Поможем солнышку»
В своем блоге размещены рекомендации педагогам
https://www.maam.ru/detskijsad/logicheskie-bloki-denesha-rekomendaci-pedagogam.html
Информация по данной теме размещена в группе детского сада в социальной сети https://ok.ru/rusa7dik/topic/154406325927999
Для определения эффективности работы с детьми проведено диагностическое обследование по выявлению уровня развития логического мышления на основании выделенных в программе «Радуга» уровней развития :
Низкий: ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех, определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей, групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний: ребенок выделяет свойства предметов, фигур, самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты действий носят в основном воспроизводящий характер.
Высокий: ребенок имеет обобщенные представления о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основание классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.
Уровни Начальный этап
(сентябрь
2021 года) Промежуточный этап
(январь
2023 года) Выводы
Высокий 1% 50% Увеличилось количество детей на 49%
Средний 25% 35% Увеличилось количество детей на 15%
Низкий 74% 15% Уменьшилось на 59%
Можно сделать вывод: система работы с использование блоков Дьенеша помогла добиться хороших результатов:
Дети овладели приемами выявления свойств объектов, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями.
У детей появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.
С помощью блоков Дьенеша дети овладели знанием о цвете, величине, форме.
Полученные результаты подтверждают важность использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, начиная с самого раннего.
Я планирую в дальнейшем разработать план организованной деятельности для средней и старшей групп с использованием логических блоков Дьенеша и, конечно, заинтересовать и привлечь родителей к занятиям с блоками с детьми дома.
Список использованной литературы :
1. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»
2. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент"
3. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.
4. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
5. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.
6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.