Оксана Лознева
Опыт работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
Из опыта работы Лозневой Оксаны Петровны,
воспитателя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения г. Иркутска
детского сада комбинированного вида №172 «Радуга»
Публикация «Опыт работы „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В. А. Сухомлинский
Решение современных экологических проблем связано с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законами природы, восприятия себя ее частью.
Одной из задач ДОУ является подготовка ребенка к обучению в школе, что подразумевает необходимость формирования определенных знаний в рамках государственного стандарта среднего образования, который включает три вида компонентов – это федеральный, национально-региональный и школьный.
Содержание национально - регионального компонента составляют нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социо-культурной среды региона, которые связаны с изучением родного языка, истории и географии родного края.
Обозначенная проблема, решаемая мною в процессе реализации федеральных государственных требований в дошкольном образовании является составной частью подготовки ребенка к школьному обучению.
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически целесообразное поведение в природе, толерантное отношение к людям разных народов. Для того чтобы ребенок проявлял чуткость и бережное отношение к природе, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать экологическое образование ребенка, тем больших результатов можно достигнуть.
В связи с чем, целью моей работы явилось создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края (знакомство с растительным и животным миром местного региона, знакомство с культурой и обычаями коренного народа Сибири - бурятами, формирование гуманного отношения ко всему живому).
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования экологической культуры;
2. Разработать педагогические мероприятия для детей дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей могут вынести планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В концепции общего экологического образования указывается что «экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступающем третьем тысячелетии». Н. Ф. Мамедов рассматривает систему экологического образования как основное средство формирования экологической культуры, а саму экологическую культуру как новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания. Н. С. Дежникова считает, что «контрапунктом воспитания экологической культуры… является формирование такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывной связи друг с другом».
Н. Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности : когнитивной (познавательной, аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной».
И. Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей».
В. А. Ясвин предполагает, что «экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими.
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. В дошкольной педагогике, как отмечает Н. А. Рыжова, пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. Авторы программ, пособий для работы с дошкольниками чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в
последние годы и обычно употребляется как синоним термина «экологическое воспитание».
Таким образом, в понятие экологической культуры я включила два компонента: знания о природе родного края, культуре коренных народов Прибайкалья и формирование представлений о месте и роли человека в окружающей среде. Вся работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края представлена четырьмя блоками:
1 блок (2-я младшая группа) «Животный мир Сибири»
2 блок (средняя группа) «Растительный мир Сибири»
3 блок (старшая группа) «Байкал – жемчужина Сибири»
4 блок (подготовительная группа) «Бурятская культура Прибайкалья»
При разработке педагогических мероприятий для детей я опиралась на материалы исследовательской работы Н. Сударчиковой, В. А. Горбуновой, Л. А. Мишариной.
По каждому блоку я разработала комплекс мероприятий, который включал в себя такие формы работы, как беседы, экологические путешествия, экспериментальную деятельность, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, экологические акции : «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая», «Наша клумба» и др., конкурсы рисунков – плакатов: «Наш дом – планета Земля», «День защиты Байкала» и др., мастерские по изготовлению поделок с участием родителей, совместные праздники и развлечения, консультации.
Первый блок предназначен для работы с детьми 2-й младшей группы тематика это блока связана с животным миром Сибири. Живая природа, окружающая ребенка, сложный многообразный мир, где особое место отведено животным. Целью данной работы стало воспитание осознанных гуманных чувств к представителям животного мира, обогащения словаря детей, изучение наиболее распространенных животных Прибайкалья, их морфологических особенностей, приспособление их к среде обитания. Детям также были даны представления об обобщенном понятии «животный организм», его существенных признаках: дышит, передвигается, чувствует, рождается, растет, развивается. Опираясь на животный мир Сибири, знакомила детей с понятиями : дикие – домашние животные, хищники – травоядные. При ознакомлении с животным миром я пыталась воспитывать гуманно – целостное отношение ко всему живому в окружающей природе.
В средней группе мы с детьми продолжили путешествие по родному краю. Одним из обучающих компонентов стал лес, как пример сообщества. В работе с детьми, я старалась показать взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь леса и человека, значение леса как части природы.
Опираясь на растительный мир Сибири, дети познакомились с понятиями хвойные – лиственные деревья, с понятием «тайга», с местом
произрастания и названиями сибирских ягод. Вместе с детьми продолжали наблюдать за жизнью растений в разное время года.
В своей работе старалась использовать упражнения на развитие мелкой моторики, развитие зрительной и тактильной памяти, психокоррекционные упражнения, которые помогают лучшему настрою на занятиях, помогают поднять настроение детей. Включала упражнения, игры, которые помогают в развитии коммуникативных качеств, развитии логического, творческого мышления, фантазии, внимания, способности к анализу и синтезу. Часто использовала аудио записи: «Звуки леса», «Голоса животных и птиц». Большое внимание уделяла экологическим играм.
В старшей группе мы с детьми продолжили изучение флоры и фауны Сибири, и, конечно же не могли обойти стороной наше уникальное озеро – Байкал.
Детям старшей возрастной группы было дано начальное представление о живых организмах, обитающих в Байкале, условиях их жизни, рассказывали о возникновении новых живых организмов, которых нигде в мире больше нет. Во время увлекательных игр – путешествий по Байкалу, дети узнавали о возрасте озера, о рыбах, рачках, обитающих в Байкале. Из народных преданий и легенд узнали много интересного о богатейшем и самом крупном пресноводном «славном священном море».
В подготовительной группе, наоснове богатого фольклорного и этнографического материала, я познакомила детей с древними поселениями Прибайкалья, культурными традициями бурят – коренных жителей края, с освоением Сибири русскими и взаимопроникновением славянской и бурятской культур. Подобранный мной материал не претендует на полное освещение разных сторон бурятской культуры. В связи с возрастными особенностями детей и дальнейшем обучении в школе, где они продолжат изучение культуры Прибайкалья.
Особенностью образовательной деятельности явилось наличие сквозного персонажа - Мальчика – Сибирячка, который путешествовал с детьми по берегам Байкала, опускался на дно озера и рассказывал много интересного и увлекательного.
Вся работа построена с учетом системного, интегрированного подхода в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Мною также были использованы социо – игровые технологии и технологии педагогических мастерских, что позволяет ребенку самому определять цель своих действии, искать пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Активному развитию детей способствует созданная в группе предметно-развивающая среда, соответствующая ФГТ и принципу интеграции образовательных областей. Большое значение уделила подбору краеведческого материала. Мною был создан банк наглядно-методического материала: дидактические игры, географические материалы, глобус, видеотека «Путешествия по Байкалу», иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды”, «Мои любимые места на Байкале» и т. д. Изготовлены наглядно-схематические модели среды обитания растений, животных. Созданы мини – музеи: «Культура русского народа», «Культура бурятского народа». В группе оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области.
Одним из направлений реализации программы развития ДОУ «Социально – личностное развитие дошкольников в условиях работы социально – педагогического комплекса микрорайона во главе с ДОУ» (2011-2016) является формирование культуры отношений ребенка к обществу и себе, как активному субъекту культуры. Обучение жить рядом с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально – компетентными членами данного общества. Без знакомства ребенка со своим ближайшим окружением (детский сад, микрорайон, город, родной край, природа Сибири, народности, живущие по соседству) невозможна дальнейшая социализация детей во взрослой жизни. Знакомя с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Первым шагом в освоении ребенком богатств мировой культуры становится региональная культура.
Важным условием этноэкологического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок. С целью вовлечения родителей в образовательный процесс я применяла разнообразные формы работы, как традиционные (индивидуальные беседы, анкетирование устное и письменное «Экологическое воспитание детей», консультации «О чем говорят растения», «Удивительное рядом», «День Байкала», «Не дерево, а аптека», «Бурятские пословицы о природе», родительские собрания «Экологическое воспитание в семье. Экология и мы», «Воспитание добротой», «КВН – Путешествие по Байкалу», открытые просмотры педагогических мероприятий с детьми, так и нетрадиционные (совместные образовательные мероприятия, соревнования, совместная творческая деятельность детей и родителей дома, вечер презентаций, мастерские). Совместно с родителями созданы все условия для гармоничного развития детей.
Свой опыт активно транслирую для педагогов учреждения и ДОУ округа. Многие педагоги района используют мои разработки в своей деятельности. Так же являюсь участником Интерактивных конкурсов на МААМ. Ru. (конкурс методических разработок «Байкал - жемчужина Сибири)
Опыт работы по применению социо-игровых технологий мною был представлен на мастер-классе по теме: «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» в рамках седьмого городского образовательного форума «Образование Иркутска 2012»
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Результаты диагностики доказывают, что система формирования знаний, разработанных мною для детей 4-го года жизни, помогла детям познакомиться с животными родного края, они научились различать такие понятия, как хищники – травоядные, обобщили и закрепили свои знания о диких – домашних животных, о детенышах. Дети стали бережнее относиться ко всему живому и даже по отношению друг к другу стали добрее. Проведенная в средней группе диагностика показала, что методы и приемы, выбранные нами для организации работы, помогли детям хорошо усвоить материал, расширить свой словарный запас, повысить уровень экологической культуры детей. Ребята стали понимать роль растений в природе и жизни человека. Они узнали, что все растения – это живые существа, и что от поведения человека в природе зависит очень много. Познакомились с правилами поведения в лесу, научились видеть и различать ядовитые растения. Самое главное, чему мы постаралась научить детей – это знать свой родной край, любить его и беречь. Диагностика детей старшего дошкольного показала, что 70% детей имеют прочные знания о Байкале, о его подводном мире, знают легенды Байкала, историю происхождения озера.
Таким образом, эффективность и результативность проведенной работы показывает актуальность и важность выбранной темы.