Татьяна Христовсон
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд. ОПЫТ РАБОТЫ по проекту «Элементарная математика в ДОУ»
Тема: «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Актуальность.
2 слайд. Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т. е. первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Великий ученый Карл Фридрих Гаус сказал: «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.
Публикация «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
3 слайд. В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
4 слайд. Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. Дидактическая игра имеет цели : ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).
5 слайд. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
В своей работе я использую парциальную программу Е. Ф. Купецковой
«НОД по ФЭМП дошкольников»,
6 слайд. также применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
1. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И. А. Пономарёва, В. А. Позина «ФЭМП»
5. В. В. Волина «Праздник числа»
7 слайд. Работая над данной темой, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
8 слайд. Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
Изучить актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
9-10 слайды. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, состоит из познавательного и воспитательного содержания.
Необходимым условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною в группе был оборудован центр познавательного развития, в котором есть уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
11 слайд. Дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
12-13-14-15 слайды 1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. С помощью таких дидактических игр, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число, как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
16-17 слайды 2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
18-19 слайды 3. В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
20 слайд. 4. Для закрепления знаний о формах и видах геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
21 слайд 5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. (логические задачки)
22-23 слайды Работая с детьми младшего возраста, воспитатель сам включается в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель вместе с детьми разбирает и собирает их, тем самым вызывает у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
24-25 слайды Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей играть, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.
26 слайд Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
27 – 28 слайды Регулярное использование в образовательной и совместной деятельности по ФЭМП системы специальных игр, игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
29 слайд Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
30 слайд. И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль.
31 слайд. Поэтому я использую разные формы работы с родителями :
• общие и групповые родительские собрания
• консультации
• проекты с участием родителей
• изготовление дидактических игр совместно с родителями
• мастер-класс для родителей
• дни открытых дверей
• совместное создание предметно-развивающей среды
• анкетирование
32 слайд. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители у детей закрепляли дома.
33-34 слайды Хочу поделиться с коллегами очень удобной формой математического пенала. В его изготовлении участвовали родители вместе с детьми.
35 слайд. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мыслей, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
36 слайд. В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
37 слайд. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.