Приложение МААМ

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры

Татьяна Христовсон
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

1слайд. ОПЫТ РАБОТЫ по проекту «Элементарная математика в ДОУ»

Тема: «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Актуальность.

2 слайд. Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т. е. первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Великий ученый Карл Фридрих Гаус сказал: «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.

Публикация «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры» размещена в разделах

Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

3 слайд. В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

4 слайд. Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. Дидактическая игра имеет цели : ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).

5 слайд. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

В своей работе я использую парциальную программу Е. Ф. Купецковой

«НОД по ФЭМП дошкольников»,

6 слайд. также применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. И. А. Пономарёва, В. А. Позина «ФЭМП»

5. В. В. Волина «Праздник числа»

7 слайд. Работая над данной темой, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

8 слайд. Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

Изучить актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

9-10 слайды. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, состоит из познавательного и воспитательного содержания.

Необходимым условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною в группе был оборудован центр познавательного развития, в котором есть уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

11 слайд. Дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

12-13-14-15 слайды 1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. С помощью таких дидактических игр, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число, как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

16-17 слайды 2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

18-19 слайды 3. В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

20 слайд. 4. Для закрепления знаний о формах и видах геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

21 слайд 5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. (логические задачки)

22-23 слайды Работая с детьми младшего возраста, воспитатель сам включается в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель вместе с детьми разбирает и собирает их, тем самым вызывает у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

24-25 слайды Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей играть, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

26 слайд Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

27 – 28 слайды Регулярное использование в образовательной и совместной деятельности по ФЭМП системы специальных игр, игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

29 слайд Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

30 слайд. И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль.

31 слайд. Поэтому я использую разные формы работы с родителями :

• общие и групповые родительские собрания

• консультации

• проекты с участием родителей

• изготовление дидактических игр совместно с родителями

• мастер-класс для родителей

• дни открытых дверей

• совместное создание предметно-развивающей среды

• анкетирование

32 слайд. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители у детей закрепляли дома.

33-34 слайды Хочу поделиться с коллегами очень удобной формой математического пенала. В его изготовлении участвовали родители вместе с детьми.

35 слайд. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мыслей, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

36 слайд. В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

37 слайд. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 18:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Христовсон (УИ 2027831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД