Екатерина Столярова
Формирование математической грамотности у детей с использованием технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка»Столярова Е. В.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Публикация «Формирование математической грамотности у детей с использованием технологий» размещена в разделах
Практика показала, что дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. Они начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в развитии математической грамотности через использование развивающих математических игровых технологий.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:
способствовать формированию математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Для реализации поставленной цели составила следующие задачи:
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами игровых технологий математического содержания;
- учить сравнивать предметы по конкретному признаку - размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные», путём сопоставления;
- знакомить с основными геометрическими формами – шар, куб, круг, квадрат, треугольник;
- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
- помогать осваивать способы ориентировки в пространстве и времени;
- развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- воспитывать терпение, заинтересованность.
На начальном этапе я оборудовала математический уголок с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Обучение математике детей младшего дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр и развлечений. Использовала игры во всех видах деятельности (на утренней гимнастике, прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности).
Чтобы дети лучше усваивали материал, делала так, чтоб он был им интересен, некоторые игры математического содержания сделала своими руками.
Многофункциональная дидактическая игра «Собери матрешку».
С помощью этой игры знакомлю детей с основными геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник, понятием – целого предмета из двух, четырех частей, ориентировкой «лево - право», с основными цветами.
Так как сейчас век компьютерных технологий выполнила свою задумку и сделала многофункциональную игру «Занимательный матембук».
Цель этой задумки: развитие математических способностей младших дошкольников посредством дидактических игр.
Так как дети очень любят сказки, я решила сделать игру по русской народной сказке «Три медведя» на липучках. По картинкам рассказываю сказку и с детьми закрепляем счет до трех, определяем величину и размер медведей, мисок, стульев, кроватей «большой - маленький».
Для поиска и усвоения знаний о геометрических фигурах, основных цветах и развития сенсорных умений добавила игры «Спрячь колобка», «Спрячь мышку», «На какую фигуру похож предмет»
Детям нравится составлять геометрические фигуры из палочек. Предлагаю, например, сложить квадрат, треугольник. Это помогает закреплению геометрических фигур.
Для усвоения понятия «один - много», «одинаково» использовала игры с предметами. Предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать. Так же определяем, какая игрушка, где стоит. Например: машинка стоит «перед» куклой, зеленый кубик находится «справа» от синего кубика, а мяч «слева», самая большая матрешка находится «сзади» от маленькой.
Для ориентировки временных отрезков: утро, день, вечер, ночь, играем с мячом в словесную игру «Когда это бывает?».
Играя с конструктором, определяем высоту и длину постройки. У Арсения домик выше, чем у Саши. У Демьяна забор ниже», чем у Полины. При строительстве мостика определяем длину. У Даши «короче» мостик, чем у Есении. У Есении мостик «длиннее», чем у Даши.
При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов.
Играя в подвижно-дидактическую игру «Игрушки в магазине», я по очереди подбрасываю мяч детям. Они ловят его двумя руками, при этом называют и описывают игрушку, которую видели в магазине.
Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений.
Например: Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько бабочек у нас.
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
Сколько шариков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Играя на прогулке, мы считаем и сравниваем камушки, листья, цветы. Гуляя, по территории детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
Большую роль в развитии математических способностей играют и подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например: «большие и круглые», «зеленые, не треугольные», «не красные, не круглые».
По годовой задаче провожу хороводные игры, с помощью которых знакомимся с понятием «высокий», «широкий» и счет до 3.
Например: хороводная игра «Огородная - хороводная». Считаем с детьми овощи, когда раздаю маски и во время игры показываем руками и повторяем слова: «вот такой ширины – вот такой вышины».
Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий. Например, игры: «Найди место предмета», «На какую фигуру похож предмет?», «Что изменилось». В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством.
Для ориентирования в пространстве использовала игру на стене «лево», «право». Дети подходили к стене и закрепляли свои знания.
Родители тоже принимали активное участие в изготовлении дидактических игр для пополнения математического уголка. Собирали природный материал для игр на прогулке.
Вывод: используя игровые технологии в работе с детьми, я убедилась в том, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.