Лучший педагог года

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

Хинчагова Зейнаб Тенгизовна
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
▼ Скачать +Заказ

«Первый воспитатель – это народ,

а народные сказки – первые и блестящие попытки

создания народной педагогики»

К. Д. Ушинский

2слайд

Мы живем в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности…

Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок“» размещена в разделах

Дошкольный возраст, как мы знаем, характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для усвоения детьми моральной позиции.

Рабочая программа воспитания также построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3 слайд

Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, на наш взгляд, играют сказки. Ведь большинство русских народных сказок передают ребенку убежденность в том, что добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети знакомятся с такими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Поэтому мы убеждены, что работу по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста необходимо начинать с интереса к сказкам.

В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности мы всё чаще наблюдаем прецеденты детской жестокости и агрессивности, отсутствие сопереживания и сожаления, у детей слабо развиты навыки благосклонности и милосердия.

4 слайд

Исходя из проблемы, была поставлена цель:

воспитание духовно-нравственных ценностей посредством русских народных сказок.

5 слайд

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- Развивать у детей интерес к сказкам.

- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.

- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственные качества.

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

6 слайд

Решение задач осуществлялось:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

- при организации самостоятельной детской деятельности.

7-8 слайд

Нами был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию посредством русских народных сказок.

9 слайд

Для реализации плана работы в группе были созданы условия для формирования духовно-нравственных качеств с помощью русских народных сказок. Зона речевого развития была пополнена необходимой литературой, мнемотаблицами, иллюстрациями, дидактическими играми, разными видами театра и пр.

10 слайд

В процессе работы нами использовались следующие методы и приемы формирования духовно-нравственных качеств :

-Чтение сказки : многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.

11 слайд

-Рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

12 слайд

-Дидактические игры и пособия на материале знакомых сказок. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.

13 слайд

- Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, используем новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной сказке.

14 слайд

Мнемотаблицы для пересказа произведений.

15 слайд

Проектная деятельность. В группе проводился краткосрочный проект «Сказка в гости к нам спешит», целью которого было развитие устойчивого интереса детей к сказке как к произведению искусства, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

В рамках реализации проекта был организован конкурс «Лучший лэпбук по сказкам», который позволил обогатить РППС интерактивными папками.

16 слайд

Как и любое направление воспитания, воспитание духовно-нравственных ценностей невозможно без тесного взаимодействия с родителями, т. к. именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителями духовных ценностей.

В рамках этого сотрудничества были проведены анкетирование «Место книги в вашей семье»,

17 слайд

мастер-класс «Как правильно читать детям сказки»,

18 слайд

консультации для родителей «Значение сказки в жизни ребёнка», «Как рассказывать детям сказки,

19 слайд

изготовлена папка – передвижка «Зачем читать детям сказки Периодически обновлялась наглядная информация в уголке для родителей.

20 слайд

Говорить о результатах пока рано, но нельзя не отметить положительную динамику в формировании духовно-нравственных ценностей :

- дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями,

- дети стали лучше понимать связи между поведением человека и последствиями, различать «что такое хорошо и что такое плохо»,

- все чаще стало проявляться умение прощать, сопереживать, сочувствовать,

- дети становятся заметно добрее и внимательнее друг к другу и окружающим,

- стали чаще извиняться перед сверстниками за причиненную обиду.

А это и есть результат нашей работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно русские народные сказки являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности.

21 слайд

В дальнейшем мы планируем продолжить работу с детьми по формированию духовно-нравственных ценностей повышения профессионального своего уровня, путем обогащения РППС, использования инновационных методов и приёмов и создания театрального кружка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 21:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Хинчагова Зейнаб Тенгизовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД