Хинчагова Зейнаб Тенгизовна
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
▼ Скачать +Заказ
«Первый воспитатель – это народ,
а народные сказки – первые и блестящие попытки
создания народной педагогики»
К. Д. Ушинский
2слайд
Мы живем в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности…
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дошкольный возраст, как мы знаем, характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для усвоения детьми моральной позиции.
Рабочая программа воспитания также построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3 слайд
Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, на наш взгляд, играют сказки. Ведь большинство русских народных сказок передают ребенку убежденность в том, что добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети знакомятся с такими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Поэтому мы убеждены, что работу по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста необходимо начинать с интереса к сказкам.
В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности мы всё чаще наблюдаем прецеденты детской жестокости и агрессивности, отсутствие сопереживания и сожаления, у детей слабо развиты навыки благосклонности и милосердия.
4 слайд
Исходя из проблемы, была поставлена цель:
воспитание духовно-нравственных ценностей посредством русских народных сказок.
5 слайд
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственные качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
6 слайд
Решение задач осуществлялось:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
7-8 слайд
Нами был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию посредством русских народных сказок.
9 слайд
Для реализации плана работы в группе были созданы условия для формирования духовно-нравственных качеств с помощью русских народных сказок. Зона речевого развития была пополнена необходимой литературой, мнемотаблицами, иллюстрациями, дидактическими играми, разными видами театра и пр.
10 слайд
В процессе работы нами использовались следующие методы и приемы формирования духовно-нравственных качеств :
-Чтение сказки : многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
11 слайд
-Рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
12 слайд
-Дидактические игры и пособия на материале знакомых сказок. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.
13 слайд
- Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, используем новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной сказке.
14 слайд
Мнемотаблицы для пересказа произведений.
15 слайд
Проектная деятельность. В группе проводился краткосрочный проект «Сказка в гости к нам спешит», целью которого было развитие устойчивого интереса детей к сказке как к произведению искусства, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
В рамках реализации проекта был организован конкурс «Лучший лэпбук по сказкам», который позволил обогатить РППС интерактивными папками.
16 слайд
Как и любое направление воспитания, воспитание духовно-нравственных ценностей невозможно без тесного взаимодействия с родителями, т. к. именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителями духовных ценностей.
В рамках этого сотрудничества были проведены анкетирование «Место книги в вашей семье»,
17 слайд
мастер-класс «Как правильно читать детям сказки»,
18 слайд
консультации для родителей «Значение сказки в жизни ребёнка», «Как рассказывать детям сказки?»,
19 слайд
изготовлена папка – передвижка «Зачем читать детям сказки?» Периодически обновлялась наглядная информация в уголке для родителей.
20 слайд
Говорить о результатах пока рано, но нельзя не отметить положительную динамику в формировании духовно-нравственных ценностей :
- дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями,
- дети стали лучше понимать связи между поведением человека и последствиями, различать «что такое хорошо и что такое плохо»,
- все чаще стало проявляться умение прощать, сопереживать, сочувствовать,
- дети становятся заметно добрее и внимательнее друг к другу и окружающим,
- стали чаще извиняться перед сверстниками за причиненную обиду.
А это и есть результат нашей работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно русские народные сказки являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности.
21 слайд
В дальнейшем мы планируем продолжить работу с детьми по формированию духовно-нравственных ценностей повышения профессионального своего уровня, путем обогащения РППС, использования инновационных методов и приёмов и создания театрального кружка.