алена парфенова
Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач в работе с детьми младшего дошкольного возраста является сенсорное воспитание. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того как ребёнок слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём во многом зависит его нервно-психическое развитие. В старшем возрасте развитие восприятия идёт медленнее, труднее, становится качественно иным.
Публикация «Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной и параллельно развитие моторики и координации движений. Если такая работа организована не целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему - это приводит к нежелательным последствиям. У детей могут обнаруживаться серьёзные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Основной формой восприятия мира ребёнком до семи лет является игра. В работе дошкольных учреждений большое место занимает дидактическая игра.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети, играя, не подозревают, что осваивают какие-то знания.
Дидактические игры направлены на развития таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Они вырабатывают усидчивость, дают простор для проявления самостоятельности.
Дидактические игры хороши ещё и тем, что дети сразу видят результат своей деятельности, что вызывает чувство радости желание продолжать игру.
В играх с игрушками, различными предметами, картинками у детей происходит накопление чувственного опыта. Разбирая или складывая матрёшку, пирамидку, подбирая парные картинки, дети учатся различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Таким образом, роль дидактической игры в развитие детей несомненна. В связи с этим, с приходом новых детей в группу я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: использование дидактической игры в развитии сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Создание условий для развития сенсорных представлений детей, в частности изготовление дидактических игр.
3. Работа с родителями по данной проблеме.
Свою работу я начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались пособия:
1. Белая К. "Первые шаги"
2. Богуславская З. М, Смирнова Е. О. "Развивающие игры"
3. Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"
4. Елецкая О. В. "День за днём говорим и растём"
После отбора необходимого содержания из дошкольных методик я приступила к созданию условий для развития сенсорной культуры детей. В группе был создан «Центр сенсорики»; в котором собраны игры, пособия направленные на развития восприятия, мелкой моторики (вкладыши, мозаика, цилиндры, шнуровки, настольно – печатные игры) Частью «Центра сенсорики» является дидактический стол. Работа с дидактическим столом организовывалась по двум направлениям:
1. проведение игр – занятий с небольшой подгруппой и индивидуально.
2. побуждение детей к самостоятельной деятельности с дидактическим материалом.
Комплектация дидактического стола стандартная : пирамидки, настольный конструктор и вкладыши разного типа. Всё размещено так, чтобы дети могли без труда воспользоваться тем, что привлекает их внимание.
Большой интерес и желание действовать вызывают у детей игры, изготовленные руками воспитателей. Мною были сделаны игры на развитие представлений о цвете, форме, величине предметов: «Бабочки, цветочки», «Жирафы», «Помоги мишке и зайке», «Найди зонт для ёжика», «Машины» и другие. Я старалась постоянно разнообразить дидактический материал. Для развития мелкой моторики были изготовлены фигурные доски с отверстиями для крышек от пластиковых бутылок, которые нужно подбирать по цвету; наборы баночек, коробочек, которые можно открывать, закрывать, раскручивать, складывать в них мелкие игрушки; в игре «Помоги ежам найти колючки» дети упражнялись с прищепками.
Работа проводилась с учётом индивидуальных особенностей детей. Для детей успешно усваивающих материал игры усложнялись. Нужно было не просто подобрать форму, цвет, но и правильно назвать их. Детям, имеющим навык работы с дидактическими игрушками, предлагалось собирать их в усложненном варианте, не просто приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на бочатах, матрёшках.
Дети помладше и дети, трудно усваивающие материал, выполняли материал в облегчённом виде. В частности мной использовался метод «пассивных движений», то есть выполнение действий рукой ребёнка.
Детям младшего дошкольного возраста необходимо повторение. Чтобы поддержать интерес и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, предлагала решение одной и той же задачи на различном дидактическом материале. Например, проводя игру «Найди такой же» использовала сначала кубики, потом мячи, кольца, флажки.
Проводилась работа и с родителями. На родительских собраниях я подробно рассказывала родителям о содержании работы с детьми, о важности сенсорного развития детей этого возраста, а также о том, как можно заниматься с детьми дома. Родители были ознакомлены с консультациями: «Развитие детей в игре», «Организация игр в семье», «Математика и дети», «Давайте, поиграем».
Диагностика усвоения программы, проведенная в конце года, показала, что достигнуты ощутимые результаты.
Таким образом, систематические занятия детей с дидактическими играми, пособиями в группе и индивидуально способствуют обогащению чувственного опыта детей, развитию речи и таких черт личности, как целеустремленность, любознательность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.
Список литературы
1. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М. : «Просвещение», 1976.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М. : Просвещение, 1995.