Татьяна Бокунова
Опыт работы «Детский дизайн в образовательном пространстве ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы цветку души ребёнка достигнуть полного бутона,
Подняться ввысь и расцвести, должны мы в жизнь его внести
Доверье будущим успехам, свободу играм и потехам,
Счастливой чтоб была семья, и детский сад, где есть друзья.
Нам нужно очень постараться:
Дать Детству в Детстве состояться!»
Я выбрала профессию такую, что лучше мне на свете не найти.
И с каждым годом убеждаюсь, что я иду по верному пути.
Один восточный мудрец сказал: «Каждый день вашей жизни – это страница истории…» и ведь он абсолютно прав.
Публикация «Опыт работы „Детский дизайн в образовательном пространстве ДОУ“» размещена в разделах
Однажды, я открыла для себя самую яркую, красочную страничку своей профессиональной истории. Одним словом, нашла профессию по призванию я – воспитатель.
Теперь можно с уверенностью ответить на вопрос – почему я воспитатель?
Это удивительная профессия.
Она вдохновляет меня двигаться вперед, искать и находить что-то новое, дает возможность проявить все самое хорошее, что во мне заложено: душевные качества, и способности. Моя профессия наполняет мир детей красками, яркими впечатлениями, помогает открывать необычное в обыденных вещах, постигать красоту мира жизни – разве это не самое лучшее в мире!
И в это мне помогают конечно дети. А как, я сейчас вам об этом расскажу.
Одним из моих увлечений является коллекционирование винтажных игрушек. Это уникальное занятие, способно вдохновить каждого к творчеству.
Коллекция и стала точкой отчета накопления опыта работы по использованию детского дизайна в образовательном процессе.
В начале, в группе появился интерактивный музей винтажных игрушек, где дети могли не только знакомиться с его предметами, но и самостоятельно изготовить музейные экспонаты.
А далее возникла необходимость создания детской дизайнстудии.
Сегодня я поделюсь своим опытом работы на тему «Детский дизайн в образовательном пространстве ДОУ».
Актуальность этой деятельности обусловлена тем, что в настоящее время детский дизайн, это одно из перспективных направлений художественно- эстетического развития детей, а так же это новый вид деятельности, способствующий стимулированию собственного творч6ства ребенка.
Новизна опыта работы – содержание, формы организации образовательной деятельности, использование новых технологий и материалов, ориентация детского изделия на непосредственное полезное использование в жизни ребёнка, детского сада и семьи.
Вопросами изучения основных направлений в дизайн-культуре на протяжении многих лет занимается художник – дизайнер и педагог – исследователь, кандидат педагогических наук Пантелеев Георгий Николаевич.
Опираясь на его научные разработки и рекомендации, я выстроила свою работу, используя разные типы детского дизайна :
-плоскостной (аппликативно-графический)
-объемный (предметно-декоративный)
-пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление -«аранжировки»(детское рукоделие сориентацией на украшение одежды и декор интерьера)
Второе направление - «дизайн одежды»(ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми способами создания – эскизов и фасонов декоративной отделки платья)
Третье направление -декоративно-пространственный дизайн (ориентация детей на оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно – игрового пространства, интерьера группы и помещений ДОУ).
Содержательный аспект данных направлений взаимосвязан с реализацией в ДОУ образовательной модели «Кругосветка» и блочно – модульным планированием «Мир вокруг нас», которое определяет игровые образовательные маршруты дошкольников по разным странам мира, в том числе маршруты студии «Маленькие дизайнеры.
В связи с этим возникла необходимость создания авторской парциальной программы «Дизайн и дети», с которой вы можете ознакомиться на моей страничке сайта ДОУ.
Для реализации поставленной цели и задач было создано открытое игровое пространство – мир искусства. В рамках данного мира была организована детская дизайн студия. При проектировании мы исходили из того, что все модули должны быть полифункциональным, легко трансформируемы, удобны и практичны в использовании, что позволяет обеспечить сменяемость «мира» впечатлений, чувств, эмоций ребенка и ориентировать его на деятельный подход. В студии предусмотрено место для размещения продуктов детской деятельности – стена «Чудеса света».
Стержневым конструктором реализации является проектно – тематическое обучение. В течении учебного года были реализованы совместно – творческие проекты. С некоторыми из них я вас познакомлю.
Наши экспедиции по странам мира взяли свое начало в родной стране –Россия, что дало возможность познакомиться с богатым культурным ее наследием.
При изучении родной страны, дети познакомились с природной мастерской родного края. Богатство природного материала дало возможность детям максимально реализовать игровые интересы и желания. Продукты детского дизайна использовались детьми в оформлении интерьера и играх.
Во время путешествия дети познакомились с декоративно – прикладным искусством русского народа, которое славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски, и фольклорных узоров оно поистине уникально. Традиции и культура русского нарда нашли свое отражение в создании красочных сувениров
Знакомство с народным фольклором стало для детей ярким впечатлением. Маленькие дизайнеры с большим удовольствием создавали сказочные образы, сюжетные композиции,которые воплотились не только в дизайне группы,но и украсили зимний участок.
Поэзия русского народного костюма отразилась в создании исторической одежды для кукол и коллекции изысканных украшений, которые смогли бы порадовать любую модницу.
Маленькие дизайнеры, сочетая отдельные элементы и направления в русской народной культуре смогли создать красивую гармоничную экспозицию, которая позволяет получать не только эстетическое удовольствие, но и активно использовать в творческих играх.
Большой интерес дети проявили к путешествию в страну Восходящего солнца.
Именно это, послужило началом реализации проекта «Солнечная Япония, который позволил прикоснуться к Японским традициям, быту, культуре, искусству.
В результате рождались неожиданные по своей красоте предметы интерьера и быта.
Показать неповторимость японского стиля позволило искусство экибаны, которое дарит гармонию и завершает интерьер природными акцентами.
Знакомство с национальным костюмом позволило изучить особенности культурной жизни народа и национального характера. Через выбор ткани, цвета, рисунка и формы дети научились понимать язык кимоно.
Отразить самобытность страны, дети смогли с помощью древнего искусства оригами, которое дает возможность создавать своими руками поделки и композиции.
Сочетание прекрасного со строгостью геометрических форм, позволило создать не только интерьер в группе, но и оформить декорацию осеннего праздника музыкального зала.
Африка
Совместно детско – взрослый проект «Далекая Африка»погрузил детей в атмосферу экзотической страны. Данный проект, вдохновил всех участников образовательных отношений : педагогов, родителей и детей на создание «Сафари парка» на прогулочной площадке детского сада.
В тесном сотрудничестве педагоги, дети родители были созданы дизайнерские шедевры.
Так появились непроходимые джунгли с экзотическими растениями и животными, ландшафтные истории, предметы для творческих игр.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях со стороны семьи и детского сада.
Родители являются активными участниками наших экспедиций по странам мира: это совместные экскурсии, выставки творческих работ, мастер – классы, совместно – творческие проекты.
В результате совместного сотрудничества в ДОУ был создан художественно- экспозиционный холл «Путешествуем вместе». Это постоянно - действующая экспозиция творческих работ наших дошкольников.
Показателями творческих успехов воспитанников, так же являются дипломы победителей за участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсов.
Таким образом, целенаправленная, новая художественно – продуктивная деятельность с использованием детского дизайна дает широкий простор детскому творчеству и обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Дети в живом общении с искусством вместе с педагогами и родителями становятся не только исполнителями, а творцами.
Поэтому нужно запомнить простое правило – «Бездарных детей нет – есть нераскрытые дети».А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые! Поэтому я планирую продолжать работу в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.