Получи документы

«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы

Тамара Посохова
«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы
▼ Скачать +Заказ

Информация об опыте

Тема опыта : Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Условия возникновения опыта

«В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

Публикация «„Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования“, Описание опыта работы» размещена в разделах

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н. Поддьяков

Условия жизни, нравственная и познавательная атмосфера, в которой живет ребенок в детском саду, целиком и полностью определяют складывающийся индивидуальный опыт ребенка, его представления о себе и своих возможностях. Осознание различных способов контакта с окружающим, расширение чувственной сферы, мыслей и действий, развитие опытно-исследовательской деятельности особенно важно для старших дошкольников, так как они испытывают потребность в активной преобразующей деятельности.

Экспериментирование служит средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах - песке, воде, куске пластилина, воздушном шарике.

Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. В старшем дошкольном возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом.

В ходе первичной диагностики выяснилось, что дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых. Им недоставало необходимых знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал, прийти к правильному умозаключению, доказать свою точку зрения.

На этой почве и возникла идея становления данного опыта. В экспериментировании использовались разработанные упражнения и проблемные ситуации для самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования.

В группе создали все условия для организации педагогического процесса по опытно-экспериментальной деятельности. Имеется в наличии

«Экспериментальный уголок» или исследовательский центр, где дети проводят простейшие опыты с водой, снегом, воздухом, почвой: наблюдают влияние почвы на рост и развитие растений и т. д.

Предлагаемая технология носит вневозрастной характер, так как актуальность вопросов, которые в нее включены, имеют свою значимость на всех этапах дошкольного детства.

Актуальность опыта

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но и как поиск самостоятельно приобретенных знаний или под руководством взрослых. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование играет большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются в игровых приемах.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Таким образом, учитывая эту особенность, строим свою работу с детьми на основе поиска оптимальных форм и методов ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира через детское экспериментирование. Ведь круг познания старших дошкольников достаточно широк.

Мы ставим перед собой задачу постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к детскому экспериментированию, воспитания любви к природе, бережного обращения с ней.

Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с 2008 учебного года.

I этап - подготовительный (сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г.)

Задачи:

1 этап – диагностический:

сбор информации по проблеме,

проведение диагностики,

изучение и анализ исследовательских трудов ученых

II этап - практический (октябрь 2008 г. — октябрь 2009 г.)

Задачи:

2 этап – практический :

разработка проектов,

проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по детскому экспериментированию,

корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

III этап – заключительный (ноябрь 2009 –ноябрь 2010г.)

Задачи:

3 этап – обобщающий:

итоговая диагностика развития творческой, исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования, оценка результатов.

обобщение, анализ результативности опыта;

оформление материалов из опыта работы.

Мониторинг диагностических материалов показал положительный результат, который достигается в течение данного времени.

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Это занятия, индивидуальная работа, опыты.

В систему и методику работы с детьми также входит: перспективное планирование, дидактический материал : пособия, игры, схемы, таблицы,

природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).

Новизна опыта

Практическая новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по организации детского экспериментирования.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемой исследовательской деятельности занимался и М. В. Кларин. Изучая инновационные модели обучения за рубежом, он пришел к выводу, что распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Технология опыта

1. Постановка целей и задач.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –

действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.

Вот на этом и основан мой опыт работы по детскому экспериментированию.

Цель: развитие творческой исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи: -создать предметно-развивающую среду для детского экспериментирования в группе

сформировать навыки совместной деятельности между детьми

стимулировать проявление умений и навыков совместной деятельности (умений договариваться, оценивать результат, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сформированных в процессе организованных занятий.

воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества, уважения к старшим.

Наша главная задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть ребенка к творческой деятельности и создать специальные условия, способствующие этой деятельности. На первом этапе мы создали специальную предметно –пространственную среду.

Это мини – лаборатория, которая включает в себя:

1. уголок для опытно – экспериментальной деятельности.

- коллекции злаковых, насекомых, коры деревьев, песка, глины;

- приборов, микроскопы, лупы, зеркала, магниты, термометры, цепь, веревки, часы песочные, глобус, лампа, фонарики, губки одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, клей, пипетки, соль, сахар, мука, воронки, лопатки, формочки, сита;

- материалы природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, крупа);

бросовые (пробки, палочки от мороженого, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля);

неструктивный материал (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).

2. уголок для наблюдений за живым и неживым объектом.

- комнатные растения разных видов (фикус, герань, кактус и т. д.)

- животные (ежик, хомяк, черепаха)

- птица (попугай волнистый, куры)

- водные животные (черепаха, рыбки в аквариуме,

- огород в разные времена года и разных видов

(на окне, в деревянных ящиках,

- объекты экологической тропы,

- уголок лекарственных растений,

- злаковые культуры.

3. уголок для выставок.

- различные коллекции

- экспонаты

4. уголок моделирования - это уголок, где находятся разнообразные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические, организуется моделирующая деятельность дошкольников. Здесь размещаются глобусы разных размеров, календарь погоды, карта Белгородской области — с помощью данной модели предоставляется возможность научить детей ориентироваться в расположении объектов природы, территориальном расположении почв, увидеть особенности сельского хозяйства края.

5. уголок творчества - это специально отведенное место, где дети вместе с педагогами, родителями и самостоятельно участвуют в изготовле-нии атрибутов для игр, поделок из природного материала.

6. книжный уголок - это элемент предметно-развивающей среды, где размещается энциклопедическая, художественная литература, подобранны экспозиции картин, открыток, иллюстраций в соответствии с изучаемой темой. Дети знакомились с познавательными книгами, детскими энциклопедиями.

На следующем этапе уточнялись представления детей о свойствах и качествах материалов, дети включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к самостоятельному экспериментированию. Они осваивали действия по преобразованию различных материалов и веществ (вода, глина, песок и т. д.) Знакомились с приборами, которые могли им понадобиться в процессе экспериментирования (термометр, зеркало, лупа) и другие.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Дошкольники учились на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенок получал возможность удовлетворить присущую ему любознательность. (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

2-3. Организация воспитательного процесса, содержание образования.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, от правильно спланированной работы.

Для успешного проведения любого опыта мы ставим следующую цель: познать окружающий мир с помощью экспериментирования.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:

• формировать практические навыки и умения у детей в процессе выполнения эксперимента,

• воспитывать у детей гуманное отношение к природе,

• поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Материалы для организации детского экспериментирования собираем вместе с родителями. Это- прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма (стаканы, ковшики, миски, бутылки, мерные ложки).

- воронки разного вида

- формы для изготовления льда, контейнеры для яиц

- резиновые

перчатки

- пипетки

- прихватки, пинцеты

- стекла увеличительные, микроскоп, пробирки и д. р.

- часы песочные и механические

- календари

-бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

- фартуки. Во время занятий экспериментированием учим детей : принимать и ставить цели;

видеть и выделять проблему

решать проблемы

анализировать объект или явление;

выделять существенные признаки и связи;

сопоставлять различные факты;

выдвигать гипотезы, предположения;

отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

осуществлять эксперимент;

делать выводы.

Далее шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов. Дошкольники активно участвовали в исследованиях и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов совместно со взрослыми.

Предлагалась проблемная ситуация, ставилась цель, совместно с детьми определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила выделять последовательность действий, отражать их в речи. (Что мы делали? Что получили? Почему) Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отобразить ход и результаты опыта. Затем предположения и результаты сравнивали, делали выводы.

В ходе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий.

По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали алгоритм действий. Дети активно участвовали в любом предложенном эксперименте, самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Так в ходе исследования они узнали, что магнит обладает способностью притягивать к себе различные предметы, увеличительные стекла увеличивают или уменьшают предметы, вода может быть в виде жидкости, пара, льда, резина может растягиваться, а затем снова принимать первоначальную форму.

Были проведены такие темы занятий как «Лед и пар», «Почему вода льется?», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», «Как увидеть пар», «Почему летит мыльный пузырь», «Как увидеть воздух» и многие другие. Наличие разных материалов позволяло расширять поле самостоятельной исследовательской деятельности детей. Дети проявляли желание экспериментировать дома : они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях.

Результативность опыта

В процессе исследовательской деятельности к старшему возрасту, дети приобрели опыт :

Физический:

управляют своим телом и определенными органами.

Природоведческий:

знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

Социальный:

запоминают индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

Познавательный:

тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.

Лингвистический

занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры,

т. е. экспериментирует со словом.

Волевой:

запоминают, как он сам может влиять на других людей.

Личностный:

узнают свои личностные возможности.

Поведенческий:

моделируют свое поведение в различных ситуациях.

Библиографический список

1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. ,1999.

3. Перелъман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

4. Плешаков АА. Что меня окружает? : Альбом-задачник. М., 1996.

5. Покидаева Т. Ю. Загадки дикой природы. М., 1999.

6. Своллоу Сю, Стефенс М. Юный натуралист: Мир ручьев, прудов и рек. М., 1997.

7. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. М., 1983. 8. Смирнов ЮМ. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Смирнов ЮМ. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10. Смирнов Ю. И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

11. Хершельман Г. Кто есть кто? : Птицы. М., 1997. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Публикации по теме:

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» [Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"Информация об.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 21:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Посохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД