Наталья Шестопалова
Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важным аспектом работы с детьми дошкольного возраста является развитие способности запоминания и внимания. Не секрет, что возраст от трех до семи лет является самым важным с точки зрения становления интеллектуальных способностей ребенка, в этом возрасте закладываются все инструменты мышления, которые будут развиваться в последующем. В настоящее время мы все чаще наблюдаем различные проблемы интеллектуального развития детей, будь это очень малый словарный запас, неспособность формулировать свои мысли в развернутом предложении или несовершенное логическое мышление. Причем, эти проблемы встречаются у дошкольников любого возраста.
Публикация «Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является преобразование запоминания из непроизвольного в осознанный и целенаправленный процесс.
В своей работе я очень много внимания уделяю работе над развитием памяти ребенка с помощью технологий мнемотехники. Мнемотехника облегчает процесс запоминания и расширяет объем памяти ребенка за счет построения логических цепочек.
На протяжении нескольких лет исследований и наблюдений мною была создана технология работы с мышлением, памятью и вниманием детей разных возрастных групп. Основу этой работы составляет работа над запоминанием текстов и стихов с помощью различных мнемотаблиц. Самое главное, что работа над развитием памяти напрямую связана с полноценным развитием речи и других психологических процессов ребенка, которые в том числе являются показателем умственных способностей ребенка.
В ходе своей работы я опиралась на работы Т. В, Большевой, Т. В. Воробьевой, В. П. Глуховой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко.
Важными особенностями этого метода работы является то, что познавательная деятельность в ходе работы с мнемотаблицами может осуществляться в нескольких областях знаний одновременно, т. е. занятия могут быть направлены не только на развитие коммуникативных навыков, но и на познание окружающего мира. Все методические материалы, которые используются в ходе занятий, не требуют больших вложений и создаются под конкретную потребность, при этом они являются абсолютно универсальными, по сути, и могут использоваться другими педагогами. Очень важным моментом является также то, что в ходе занятия ребенок выступает как партнер и не испытывает давление со стороны педагога.
Отмечу также тот факт, что в своей работе я использую мнемотаблицы и инструменты мнемотехники для развития различных каналов получения информации ребенка, всех видов памяти и других психических процессов ребенка.
Так, упражнения могут быть направлены на развитие зрительного внимания ребенка в младшем возрасте. Например, упражнение «Картинки в ряд» представляет собой набор картинок, каким-либо образом связанных, или же, наоборот, не связанных друг с другом. В этом упражнении по картинкам с детьми педагог составляет рассказ. Этот рассказ обсуждают, потом картинки убираются, и ребенок старается по составленной истории воспроизвести картинки. С появлением и укреплением навыка запоминания картинок становится все больше.
Можно развивать и ассоциативные связи, например, при помощи упражнения «Картинки парами». В этом упражнении ребенку даются пары картинок, и ставится задача определить, почему эти картинки находятся в паре. Это может быть задание на цвет, на форму, на другие характеристики.
В процессе работы с детьми, с каждым годом приоритеты упражнений меняются, техники усложняются. В старших группах можно давать детям задание самостоятельно придумывать мнемотаблицы для запоминания стихов и рассказов. Очень важно в этой работе, просить ребенка объяснить, почему для ячеек таблицы он выбирает тут или иную картинку. Эту информацию надо анализировать для последующей индивидуальной работы.
Рис. 1. Пример составления мнемотаблицы по рисунку.
По итогам анализа можно составлять для себя и для родителей ребенка своего рода характеристику интеллектуального развития ребенка и работы тех или иных каналов запоминания. Так, можно отметить, как дети запоминают и с чем ассоциируют те или иные вещи. Возможно, для одного ярче будут зрительные ассоциации, а кто-то построит совсем иную ассоциативную цепочку. В последующей работе можно опираться на эти заметки и разделять детей по группам согласно тому, каким каналом восприятия они пользуются, и, конечно, давать родителям рекомендации на будущее.
Важным аспектом является неоспоримый прикладной характер мнемотехники в работе педагога. Когда дети привыкают к подобным инструментам и накапливают достаточный опыт, можно с легкостью использовать эти техники для повседневной работы в группе. Например, когда необходимо выучить стихотворение к утреннику или в процессе других занятий, направленных, например, на постановку речи ребенка в логопедических группах.
На рисунке 2 представлен пример мнемотаблицы, которую совместно с детьми мы составляем в процессе подготовки к утреннику для упрощения запоминания стихотворений. Работа строится следующим образом: Педагог зачитывает стихотворение и далее, построчно разбирает с детьми, как можно зафиксировать ту или иную фразу. Таким образом, набрасывается эскиз мнемотаблицы. Далее копии готовой мнемотаблицы можно раздать детям или передать родителям для домашней самостоятельной работы.
Рис. 2. Пример мнемотаблицы для запоминания стихотворения Туман Ирины Токмаковой.
Подводя итог многолетней работы с мнемотехникой в различных возрастных группах, отмечу, что важно не просто отрабатывать навык здесь и сейчас, а комплексно вводить этот инструментарий в работу, думать на перспективу и анализировать все результаты упражнений. В своей работе я накапливаю, систематизирую сведения о каждом ребенке, чтобы составить картинку его интеллектуального развития и в последующей работе составлять задания, отталкиваясь от уже накопленной информации о детях в группе.