Ирина Гагарина
Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО, вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.
Публикация «Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе.
Определений понятия «психологическая готовность» очень много, рассмотрим одно из них. Гуткина Н. И. считает, что психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения им школьной программой в условиях обучения в группе сверстников.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Они отражают следующие характеристики личности ребенка:
1. Личностная готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Волевая готовность.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
Об эмоциональной зрелости говорят:
- уменьшение импульсивных реакций;
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют :
- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В современной действительности проблема подготовки дошкольников к обучению имеет выраженную актуальность. Этот факт можно подтвердить тем, что существует множество немуниципальных образовательных центров для дошкольников, оказывающих подобные услуги, а именно подготовку ребенка к школе.
Разноуровневость в готовности к обучению будущих первоклассников создает определенные трудности в работе педагога начальных классов, при этом они могут носить пролонгированный характер, т. е. перейти в среднее звено. Поэтому вопрос о готовности ребенка к школе является одним из актуальнейших, так как неготовность к обучению влечет за собой не только проблемы обучения, но и сложности личностного характера.
Цель работы - представить опыт работы по освоению и практическому использованию диагностического инструментария оценки психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Изучить литературу по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
2. Подобрать методику, позволяющую педагогу выявить уровень готовности к школьному обучению;
3. Апробировать на практике методику «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго;
4. Организовать педагогическую работу в соответствии с результатами диагностики;
5. Проанализировать эффективность работы, построенной на результатах диагностики.
1. Изучение литературы по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
Психологическая готовность к школе – это то, насколько ребенок готов отправиться в школу для получения новых знаний. Будет ли ему комфортно находиться в обществе сверстников, сможет ли он усваивать ту программу обучения, которая предусмотрена Министерством образования страны проживания, получится ли у него выдерживать эмоциональные нагрузки, возникающие в стрессовых ситуациях или же он еще подсознательно не готов заниматься каким-либо видом деятельности без своего родителя.
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В России одним из первых обратился к проблеме готовности детей к школьному обучению К. Д. Ушинский. Он изучил психологические и логические основы обучения, рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. К. Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов» в качестве противопоказания к началу обучения. Большой вклад в проблему готовности к учебной деятельности также внес Л. С. Выготский. Он считал, что в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе, а именно: представления о числе, о количестве, природе и обществе. В дошкольный период происходит интенсивное развитие психических функций : восприятия, памяти, внимания, мышления. Хотелось бы отметить следующие два момента в работах Л. С. Выготского: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Также Л. С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.
Характерно, что большинство психологов - практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Основные параметры подобных программ: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Ценностью диагностической программы является, в первую очередь, компактность и разумная быстрота проведения обследования.
Новая парадигма школьного образования, направленная на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуального развития школьников. Таким образом, значение когнитивного развития будущих школьников для успешности их учебной деятельности в настоящее время только возрастает. Очевидно, что ребенок, поступающий в школу, должен быть готовым к усвоению знаний, к сложной интеллектуальной деятельности, а в случае неготовности ребенка его ожидает неуспех и появление связанных с ним негативных аффективно-эмоциональных состояний, приводящих, в конечном счете, к неблагоприятному личностному становлению. С этой точки зрения, психологически готовый к школьному обучению ребенок должен характеризоваться достаточно высоким уровнем, в первую очередь, когнитивного и личностного развития.
Т. А. Куликова и С. А. Козлова пишут, что в работе с детьми по формированию психологической готовности к школе важны сюжетно – ролевые игры. По мнению С. А. Козловой, с детьми дошкольного возраста могут быть проведены также беседы, в ходе которых знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Кроме беседы детям предлагается художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребёнка, развитие мышления, воображения, памяти. С. А. Козлова в своей книге подчеркивает, что немаловажную роль играет в работе с детьми старшего дошкольного возраста экскурсия, как форма обучения. Дети должны знать достопримечательности, культурные объекты, природные ландшафты.
Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе предполагает, прежде всего, целостность и преемственность образовательного процесса в дошкольном учреждении. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Социально-психологическая подготовка к школе может строиться через внедрение технологий активного взаимодействия и сотрудничества воспитателей и воспитанников и организацию разнообразных вариативных видов детской деятельности.
2. Подбор методик по выявлению уровня психологической готовности к школьному обучению
Рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностикузрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровняразвития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях. Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому Я. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Он состоит из трех частей:
1. Нарисовать человека;
2. Скопировать слова, написанные от руки;
3. Срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.
Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.
Рассмотрим еще одну методику Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Предъявляемые задания этой методики позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Кроме того, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание № 1, а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях №№ 1, 2, 5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка. Помимо оценки результатов выполняемых заданий, важным являются особенность деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы (его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, его поведенческие особенности в подобных ситуациях).
Таким образом, диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с педагогами, психологом и логопедом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.
Использование методик, которые диагностируют уровень готовности ребёнка к школьному обучению, позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе начального уровня. Диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит убедиться, что ребенок готов встать на новый жизненный путь. Если же в чем-то он уступает своим сверстникам, всегда можно помочь ему, составив грамотный план по развитию того или иного качества. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет огромное значение в современном мире.
3. Опытно - экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
Из перечисленных выше методик, была апробирована методика Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Исследование было проведено на базе МДОУ №4, города Любима, Ярославской области. В данном исследовании приняли участие дети подготовительной группы. В выборку вошли дети от 6 до 7 лет.
Цель методики: оценить готовность ребенка к началу школьного обучения исключительно в плоскости бинарной оценки: «готов к школе» — «не готов к школе», что не предполагает, ни качественной, ни тем более количественной оценки отдельных параметров познавательного, аффективно-эмоционального или регуляторного развития конкретного ребенка.
Методика состоит из 5 заданий:
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель: оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Цель: оценить сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценить моторные навыки при изображении цифр. Определить сформированностьпонятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Задание № 3. «Слова»
Цель: оценить сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, воспроизводимым на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности.
Задание № 4. «Шифровка»
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания дается 2 минуты.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель: оценить сформированность графической деятельности, топологические и метрические (соблюдение пропорций) пространственные представления, общей уровень развития.
После выполнения всех заданий подсчитываются баллы, которые высчитываются от общего набранного ребенком балла за выполнение заданий, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням:
1-й уровень (17 - 25 баллов). Готовность к началу регулярного обучения в школе. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития (в том случае, если речь идет о поступлении ребенка в обычную общеобразовательную школу).
2-й уровень (14 – 17 баллов). Условная готовность к началу обучения. У детей этой группы можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации, но и преимущественное направление этой дезадаптации. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.
3-й уровень (11 – 14 баллов). Условная неготовность к началу регулярного обучения. Дети этой группы нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, и, естественно, они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.
4-й уровень (менее 11 баллов). Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Дети этой группы в обязательном порядке должны быть обследованы психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.
Проведенное нами исследование позволило изучить уровень психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
В ходе исследования по методике «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго получили следующие результаты:
1-й уровень (Готовность к началу регулярного обучения в школе) 2-й уровень (Условная готовность к началу обучения) 3-й уровень (Условная неготовность к началу регулятивного обучения) 4-й уровень (Неготовность на момент обследования к началу регулятивного обучения)
60% (12 чел) 0% (0 чел) 15% (3 чел) 25% (5 чел)
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 12 человек (60%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.
Особое внимание следует обратить на 8 человек (40%). Эти дети нуждаются в педагогической работе.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
- у детей «не готовых» к началу регулярного обучения наблюдались ошибки в выполнении задания «Продолжи узор», при этом допускалось изолированное написание элементов. Выполнение заданий вызывали большие сложности. При выполнении задания «Сосчитай и сравни» неверно соотносились числа и цифры, допускались ошибки в перерасчете. У них не сформированы понятие «больше-меньше», звукобуквенный анализ. Рисунки человека не соответствовали возрастной норме детей;
- у детей «готовых» к обучению в школе сформированы навыки самоконтроля и планирования, произвольной регуляции деятельности, хорошо развиты фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Имеются навыки счета и соотнесения количества, представленных предметов с соответствующим числом. Дети хорошо действовали по образцу и по речевой инструкции. Деятельность и работоспособность детей данной группы характеризовались высоким темпом.
Благодаря диагностике выявили уровень готовности к школьному обучению в начале учебного года. На основе результатов диагностики мы смогли сделать выводы о коррекционно-развивающих мерах необходимых для повышения уровня готовности к школьному обучению.
4. Организация работы в соответствии с результатами диагностики
Проведя диагностику, мы узнали, что у 6 детей (30%) был выявлен низкий уровень развития тонкой моторики и произвольного внимания; у 4 детей (20%) - низкий уровень развития навыков счета и соотнесения цифры и количества предметов, определения понятия «больше-меньше»; у 6 детей (30%) – низкий уровень развития звукового и звукобуквенного анализа слова; у 7 детей (35%) - низкий уровень развития графического навыка и пространственного представления.
Полученные результаты диагностики позволяют создать соответствующую развивающую среду в группе, запланировать образовательную деятельность, изменить обстановку, сменить стиль взаимодействия с детьми.
Была организована работа, направленная на:
- развитие тонкой моторики и произвольного внимания. Для этого использованы такие дидактические игры: «Найди отличия», «Найди тень», «Найди отличие», «Найди два одинаковых рисунка», «Лабиринты», «Путаница», игровые упражнения «Съедобное - не съедобное», «Карлики – великаны», «Летает - не летает», «Запретное слово», «Выложи из счетных палочек», «Рисование по клеточкам» и т. д. Родителям были предложены памятка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольного возраста», буклет «Готовим руку к письму».
- развитие навыков счета и соотнесения цифры и количества предметов, определения понятия «больше-меньше». Для развития этих навыков были предложены следующие дидактические иры «Сосчитай и подбери цифру», «Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой», «Цифры», «Математика на магнитах», «Игра со стручком гороха», игровые упражнения «Сделай столько же движений», «Посмотри и принеси», «Найди пару», «Живой числовой ряд», «Назови соседей числа», «Какой цифры не стало», подвижная игра «Веселый счет». Родителям предложили игры на развитие фонематического слуха в виде буклета.
- развитие звукового и звукобуквенного анализа слова. Для этого проводились следующие дидактические игры «Слоги», «Алфавит», «Азбука», «Магнитная азбука», «Сложи слово», «Найди и прочитай», «Слоговые домики»; игровые упражнении «Утки и окуни», «Сколько слов со звуком Ш?», «Доскажи звук», «Распредели картинки», «Поймай звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Где спрятался звук», «Где живет звук?», «Назови картинки», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове» и т. д. Родителей познакомила с математическими играми, в которые можно играть дома и раздала буклеты.
- развитие графического навыка и пространственного представления. Для этого детям были предложены следующие задания и игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Графический диктант», «Где звенит колокольчик», «Что изменилось», «Выложи картинку», «Геометрический диктант», «Лабиринт», «Графический диктант». С детьми проведены образовательные деятельности «Заяц. Графический диктант», «Танграм». Оформлена наглядная агитация для родителей «Что такое танграм и чем эта игра полезна для дошкольников?»
С детьми, которым требовалась дополнительная помощь, проводилась индивидуальная работа.
5. Анализ эффективности работы построенной на результатах диагностики для детей 6-7 лет
В конце года была осуществлена повторная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению.
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень
70% (14 чел) 20% (4 чел) 10% (2 чел) 0% (0 чел)
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 14 человек (70%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.
У 4 детей (20%) - частично сформирован регуляторный компонент деятельности.
Особое внимание следует обратить на 2 детей (10%). Эти дети остались в детском саду еще на год обучения.
Сравнивая результаты проведенных исследований видно, что готовность детей к школьному обучению увеличилась на 10%, детей, нуждающихся в дополнительной подготовке, уменьшилось на 25%.
Таким образом, проделанная работа в соответствии с диагностическими данными помогла нам значительно повысить уровень готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
Список литературы
1. Буравлева В. Школьная зрелость - это. Понятие, критерии оценки // Образование. – 2018. - №4. – С. 25.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2004. – 105 с.
3. Лобанова А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. URL : https://human.snauka.ru/2017/03/23058 ( дата обращения: 03.12.2018).
4. Михалевич Н. Психологическая готовность к школе - это. Определение понятия, методы диагностики, особенности развития // Психология. – 2018. - №11. – С. 25.
5. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
6. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : Программа и методические рекомендации. –– М. : ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.