Лучший педагог года

Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет

Ирина Гагарина
Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО, вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.

Публикация «Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе.

Определений понятия «психологическая готовность» очень много, рассмотрим одно из них. Гуткина Н. И. считает, что психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения им школьной программой в условиях обучения в группе сверстников.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Они отражают следующие характеристики личности ребенка:

1. Личностная готовность

2. Интеллектуальная готовность

3. Волевая готовность.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона;

- концентрация внимания;

- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

- логическое запоминание;

- сенсомоторная координация;

- умение воспроизводить образец;

- развитие тонких движений руки.

Об эмоциональной зрелости говорят:

- уменьшение импульсивных реакций;

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют :

- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В современной действительности проблема подготовки дошкольников к обучению имеет выраженную актуальность. Этот факт можно подтвердить тем, что существует множество немуниципальных образовательных центров для дошкольников, оказывающих подобные услуги, а именно подготовку ребенка к школе.

Разноуровневость в готовности к обучению будущих первоклассников создает определенные трудности в работе педагога начальных классов, при этом они могут носить пролонгированный характер, т. е. перейти в среднее звено. Поэтому вопрос о готовности ребенка к школе является одним из актуальнейших, так как неготовность к обучению влечет за собой не только проблемы обучения, но и сложности личностного характера.

Цель работы - представить опыт работы по освоению и практическому использованию диагностического инструментария оценки психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

Задачи:

1. Изучить литературу по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;

2. Подобрать методику, позволяющую педагогу выявить уровень готовности к школьному обучению;

3. Апробировать на практике методику «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго;

4. Организовать педагогическую работу в соответствии с результатами диагностики;

5. Проанализировать эффективность работы, построенной на результатах диагностики.

1. Изучение литературы по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

Психологическая готовность к школе – это то, насколько ребенок готов отправиться в школу для получения новых знаний. Будет ли ему комфортно находиться в обществе сверстников, сможет ли он усваивать ту программу обучения, которая предусмотрена Министерством образования страны проживания, получится ли у него выдерживать эмоциональные нагрузки, возникающие в стрессовых ситуациях или же он еще подсознательно не готов заниматься каким-либо видом деятельности без своего родителя.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В России одним из первых обратился к проблеме готовности детей к школьному обучению К. Д. Ушинский. Он изучил психологические и логические основы обучения, рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. К. Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов» в качестве противопоказания к началу обучения. Большой вклад в проблему готовности к учебной деятельности также внес Л. С. Выготский. Он считал, что в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе, а именно: представления о числе, о количестве, природе и обществе. В дошкольный период происходит интенсивное развитие психических функций : восприятия, памяти, внимания, мышления. Хотелось бы отметить следующие два момента в работах Л. С. Выготского: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Также Л. С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.

Характерно, что большинство психологов - практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Основные параметры подобных программ: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Ценностью диагностической программы является, в первую очередь, компактность и разумная быстрота проведения обследования.

Новая парадигма школьного образования, направленная на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуального развития школьников. Таким образом, значение когнитивного развития будущих школьников для успешности их учебной деятельности в настоящее время только возрастает. Очевидно, что ребенок, поступающий в школу, должен быть готовым к усвоению знаний, к сложной интеллектуальной деятельности, а в случае неготовности ребенка его ожидает неуспех и появление связанных с ним негативных аффективно-эмоциональных состояний, приводящих, в конечном счете, к неблагоприятному личностному становлению. С этой точки зрения, психологически готовый к школьному обучению ребенок должен характеризоваться достаточно высоким уровнем, в первую очередь, когнитивного и личностного развития.

Т. А. Куликова и С. А. Козлова пишут, что в работе с детьми по формированию психологической готовности к школе важны сюжетно – ролевые игры. По мнению С. А. Козловой, с детьми дошкольного возраста могут быть проведены также беседы, в ходе которых знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Кроме беседы детям предлагается художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребёнка, развитие мышления, воображения, памяти. С. А. Козлова в своей книге подчеркивает, что немаловажную роль играет в работе с детьми старшего дошкольного возраста экскурсия, как форма обучения. Дети должны знать достопримечательности, культурные объекты, природные ландшафты.

Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе предполагает, прежде всего, целостность и преемственность образовательного процесса в дошкольном учреждении. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Социально-психологическая подготовка к школе может строиться через внедрение технологий активного взаимодействия и сотрудничества воспитателей и воспитанников и организацию разнообразных вариативных видов детской деятельности.

2. Подбор методик по выявлению уровня психологической готовности к школьному обучению

Рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностикузрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровняразвития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях. Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому Я. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Он состоит из трех частей:

1. Нарисовать человека;

2. Скопировать слова, написанные от руки;

3. Срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

Рассмотрим еще одну методику Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Предъявляемые задания этой методики позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Кроме того, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание № 1, а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях №№ 1, 2, 5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка. Помимо оценки результатов выполняемых заданий, важным являются особенность деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы (его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, его поведенческие особенности в подобных ситуациях).

Таким образом, диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с педагогами, психологом и логопедом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

Использование методик, которые диагностируют уровень готовности ребёнка к школьному обучению, позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе начального уровня. Диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит убедиться, что ребенок готов встать на новый жизненный путь. Если же в чем-то он уступает своим сверстникам, всегда можно помочь ему, составив грамотный план по развитию того или иного качества. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет огромное значение в современном мире.

3. Опытно - экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

Из перечисленных выше методик, была апробирована методика Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Исследование было проведено на базе МДОУ №4, города Любима, Ярославской области. В данном исследовании приняли участие дети подготовительной группы. В выборку вошли дети от 6 до 7 лет.

Цель методики: оценить готовность ребенка к началу школьного обучения исключительно в плоскости бинарной оценки: «готов к школе»«не готов к школе», что не предполагает, ни качественной, ни тем более количественной оценки отдельных параметров познавательного, аффективно-эмоционального или регуляторного развития конкретного ребенка.

Методика состоит из 5 заданий:

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель: оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель: оценить сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценить моторные навыки при изображении цифр. Определить сформированностьпонятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание № 3. «Слова»

Цель: оценить сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, воспроизводимым на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания дается 2 минуты.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель: оценить сформированность графической деятельности, топологические и метрические (соблюдение пропорций) пространственные представления, общей уровень развития.

После выполнения всех заданий подсчитываются баллы, которые высчитываются от общего набранного ребенком балла за выполнение заданий, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням:

1-й уровень (17 - 25 баллов). Готовность к началу регулярного обучения в школе. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития (в том случае, если речь идет о поступлении ребенка в обычную общеобразовательную школу).

2-й уровень (14 – 17 баллов). Условная готовность к началу обучения. У детей этой группы можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации, но и преимущественное направление этой дезадаптации. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.

3-й уровень (11 – 14 баллов). Условная неготовность к началу регулярного обучения. Дети этой группы нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, и, естественно, они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.

4-й уровень (менее 11 баллов). Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Дети этой группы в обязательном порядке должны быть обследованы психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.

Проведенное нами исследование позволило изучить уровень психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

В ходе исследования по методике «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго получили следующие результаты:

1-й уровень (Готовность к началу регулярного обучения в школе) 2-й уровень (Условная готовность к началу обучения) 3-й уровень (Условная неготовность к началу регулятивного обучения) 4-й уровень (Неготовность на момент обследования к началу регулятивного обучения)

60% (12 чел) 0% (0 чел) 15% (3 чел) 25% (5 чел)

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 12 человек (60%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.

Особое внимание следует обратить на 8 человек (40%). Эти дети нуждаются в педагогической работе.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

- у детей «не готовых» к началу регулярного обучения наблюдались ошибки в выполнении задания «Продолжи узор», при этом допускалось изолированное написание элементов. Выполнение заданий вызывали большие сложности. При выполнении задания «Сосчитай и сравни» неверно соотносились числа и цифры, допускались ошибки в перерасчете. У них не сформированы понятие «больше-меньше», звукобуквенный анализ. Рисунки человека не соответствовали возрастной норме детей;

- у детей «готовых» к обучению в школе сформированы навыки самоконтроля и планирования, произвольной регуляции деятельности, хорошо развиты фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Имеются навыки счета и соотнесения количества, представленных предметов с соответствующим числом. Дети хорошо действовали по образцу и по речевой инструкции. Деятельность и работоспособность детей данной группы характеризовались высоким темпом.

Благодаря диагностике выявили уровень готовности к школьному обучению в начале учебного года. На основе результатов диагностики мы смогли сделать выводы о коррекционно-развивающих мерах необходимых для повышения уровня готовности к школьному обучению.

4. Организация работы в соответствии с результатами диагностики

Проведя диагностику, мы узнали, что у 6 детей (30%) был выявлен низкий уровень развития тонкой моторики и произвольного внимания; у 4 детей (20%) - низкий уровень развития навыков счета и соотнесения цифры и количества предметов, определения понятия «больше-меньше»; у 6 детей (30%) – низкий уровень развития звукового и звукобуквенного анализа слова; у 7 детей (35%) - низкий уровень развития графического навыка и пространственного представления.

Полученные результаты диагностики позволяют создать соответствующую развивающую среду в группе, запланировать образовательную деятельность, изменить обстановку, сменить стиль взаимодействия с детьми.

Была организована работа, направленная на:

- развитие тонкой моторики и произвольного внимания. Для этого использованы такие дидактические игры: «Найди отличия», «Найди тень», «Найди отличие», «Найди два одинаковых рисунка», «Лабиринты», «Путаница», игровые упражнения «Съедобное - не съедобное», «Карлики – великаны», «Летает - не летает», «Запретное слово», «Выложи из счетных палочек», «Рисование по клеточкам» и т. д. Родителям были предложены памятка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольного возраста», буклет «Готовим руку к письму».

- развитие навыков счета и соотнесения цифры и количества предметов, определения понятия «больше-меньше». Для развития этих навыков были предложены следующие дидактические иры «Сосчитай и подбери цифру», «Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой», «Цифры», «Математика на магнитах», «Игра со стручком гороха», игровые упражнения «Сделай столько же движений», «Посмотри и принеси», «Найди пару», «Живой числовой ряд», «Назови соседей числа», «Какой цифры не стало», подвижная игра «Веселый счет». Родителям предложили игры на развитие фонематического слуха в виде буклета.

- развитие звукового и звукобуквенного анализа слова. Для этого проводились следующие дидактические игры «Слоги», «Алфавит», «Азбука», «Магнитная азбука», «Сложи слово», «Найди и прочитай», «Слоговые домики»; игровые упражнении «Утки и окуни», «Сколько слов со звуком Ш?», «Доскажи звук», «Распредели картинки», «Поймай звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Где спрятался звук», «Где живет звук?», «Назови картинки», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове» и т. д. Родителей познакомила с математическими играми, в которые можно играть дома и раздала буклеты.

- развитие графического навыка и пространственного представления. Для этого детям были предложены следующие задания и игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Графический диктант», «Где звенит колокольчик», «Что изменилось», «Выложи картинку», «Геометрический диктант», «Лабиринт», «Графический диктант». С детьми проведены образовательные деятельности «Заяц. Графический диктант», «Танграм». Оформлена наглядная агитация для родителей «Что такое танграм и чем эта игра полезна для дошкольников

С детьми, которым требовалась дополнительная помощь, проводилась индивидуальная работа.

5. Анализ эффективности работы построенной на результатах диагностики для детей 6-7 лет

В конце года была осуществлена повторная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень

70% (14 чел) 20% (4 чел) 10% (2 чел) 0% (0 чел)

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 14 человек (70%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.

У 4 детей (20%) - частично сформирован регуляторный компонент деятельности.

Особое внимание следует обратить на 2 детей (10%). Эти дети остались в детском саду еще на год обучения.

Сравнивая результаты проведенных исследований видно, что готовность детей к школьному обучению увеличилась на 10%, детей, нуждающихся в дополнительной подготовке, уменьшилось на 25%.

Таким образом, проделанная работа в соответствии с диагностическими данными помогла нам значительно повысить уровень готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

Список литературы

1. Буравлева В. Школьная зрелость - это. Понятие, критерии оценки // Образование. – 2018. - №4. – С. 25.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2004. – 105 с.

3. Лобанова А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. URL : https://human.snauka.ru/2017/03/23058 ( дата обращения: 03.12.2018).

4. Михалевич Н. Психологическая готовность к школе - это. Определение понятия, методы диагностики, особенности развития // Психология. – 2018. - №11. – С. 25.

5. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

6. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : Программа и методические рекомендации. –– М. : ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 11:19
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт по использованию психолого-педагогической диагностики по готовности к школьному обучению детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гагарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД