Евгения Стрельникова
Опыт организации естественнонаучных наблюдений с детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия человека с природой в настоящее время является одной из актуальных и противоречивых проблем современности, так как воздействие человека на природу в последние десятилетия все больше и больше разрушает окружающую природную среду. Уничтожая природу, забывая о бережном отношении к ней, человек уничтожает все необходимое для собственной жизни. В связи с такой довольно острой проблемой следует обучать людей жить в согласии с природой и лучше всего этот процесс начинать уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт организации естественнонаучных наблюдений с детьми в детском саду» размещена в разделах
Целью экологического образования является «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» [4]. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) закрепило позицию экологического образования детей дошкольного возраста. Она отражена в задачах практически всех образовательных областей, особенно в области познавательного развития.
Но нельзя не принять во внимание и то, что были приняты нормативные документы, которые вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия детей с природой (Постановление от 15 мая 2013 г. августа 2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13» (п. 6.11.).
В итоге получается, что ознакомление с природой в основном происходит при восприятии наглядно-образного материала (иллюстрации, видеофрагметы, фотоматерилы, с помощью словесных методов обучения. Но разве можно понять и полюбить природу без живого общения с ней!
Приобщение дошкольников к природе в семье также является проблемой. Родители зачастую не понимают значения общения с природой для развития личности. Иногда демонстрируют детям крайне отрицательное отношение к природным объектам и явлениям, формируя у детей представление о природе как о чем-то грязном, опасном, отвратительном.
В современном мире даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям в решении задач экологического образования подрастающего поколения.
Актуальность вышесказанного обусловила тему нашего диссертационного исследования и углубленную работу в данном направлении в детском саду.
Исследования отечественных ученых (В. А. Зебзеева, Е. В. Михеева, А. Н. Моисеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, и др.) показали, что одним из эффективнейших средств экологического образования является организация естественнонаучных наблюдений детей. Именно через естественнонаучные наблюдения ребенок отражает различные стороны жизни, особенности взаимодействия со взрослыми, со своими сверстниками, расширяет свои знания об окружающем мире, учится любить и беречь природу. Наблюдения позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, способствуют формированию положительного отношения детей к природным объектам [1].
Наблюдение является одним из основных методов, который способствует формированию естественнонаучных знаний о природе. Наблюдение позволяет показать детям дошкольного возраста природу в естественных условиях во всем ее многообразии, во взаимосвязях с людьми [2].
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 126» г. Оренбурга с детьми средней группы (4-5 лет).
Диагностика уровня экологической образованности проводилась по методикам Л. В. Рыжовой [7]. Оценка уровня сформированности навыков наблюдения как вида экологоориентированной деятельности проводилась по методике С. Н. Николаевой [5].
На этапе констатирующего эксперимента диагностика показала уровень ниже среднего экологической образованности воспитанников. Данный уровень характеризуется единичными представлениями о растениях и животных; непониманием связей и зависимостей, существующих в окружающем мире; несформированностью внутренних экологических установок; ограниченностью эмпатийных проявлений и нравственно-эстетических чувств.
Уровень развития наблюдательности у детей оценивался нами по следующим критериям:
1. Умение концентрировать внимание на объекте наблюдения.
2. Умение выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений.
3. Умение выделять незначительные малозаметные признаки.
В этих группах умений мы выделяли полноту и развернутость действий.
Полнота действий предполагает выделение объекта наблюдений из группы объектов; удерживание произвольного внимания в течение некоторого времени, необходимого для наблюдения; восприятие объектов с помощью всех органов чувств.
Под развёрнутостью действий понимается логическая последовательность действий, выполненных ребёнком и дающих эффективный результат.
Результаты диагностики показали средний уровень развития наблюдатель-ности у детей : ребенок видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой воспитателя; высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью сверстников. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с воспитателем. Ребенок проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Не всегда работает последовательно, может допустить ошибки в структуре деятельности.
Для повышения уровня экологической образованности воспитанников нами был разработан цикл естественнонаучных наблюдений, который реализовывался в течение одного учебного года. Проводились наблюдения за стационарными
объектами природы, за сезонными изменениями в природе, за ростом и развитием живых существ. Также нами организовывались наблюдения с использованием опытов, моделирования; дежурства в уголке природы.
Проводились такие наблюдения с детьми на экологической тропе «Любознайка», созданной на территории нашего ДОУ. Совершая по ней прогулки, дошкольники узнают много интересного о природе родного края: о деревьях, кустарниках, травах, птицах и насекомых.
Создавая экологическую тропу под руководством педагога, дошкольники детально обследовали территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты. Затем составили картосхему тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов. Для того, чтобы дошкольники были заинтересованы к занятиям по экологической тропе была выбрана «Хозяйка тропинки» - Сорока-Белобока, которая сидит на каждой станции экотропы и периодически «оживает», посылая детям письма-задания.
Учитывая возраст детей, специфику развивающей среды, при организации работы с детьми на экотропе были использованы различные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, викторины, праздники, развлечения. За счет всего вышеперечисленного экологическая тропа детского сада № 126 является средством не только экологического воспитания, но и нравственного эстетического и трудового.
Педагогами задействован весь участок детского сада. Экологическая тропа детского сада № 126 имеет 13 видовых точек. Интересными и любимыми детьми объектами экологической тропы являются искусственный водоем с его живыми обитателями, альпийская горка, огород бабушки Арины, метеоплощадка, зеленая аптека, аллея сказок.
Также в детском саду была организована лаборатория естественнонаучного наблюдения.
Организацией детской лаборатории на базе ДОО педагоги делают шаг на встречу детским сердцам. Они желают научить дошкольников сочувствовать, сопереживать, сострадать, предвидеть последствия своих поступков и действий, которые могут навредить окружающей среде. Основной задачей создания детской лаборатории служит – воздействие на чувства ребенка, побуждение его наблюдать, всматриваться, вслушиваться как в природу, так и в свое отношение к ней.
В ходе поисково-исследовательской деятельности на площадке лаборатории дошкольник развивает свою любознательность, проводит опыты и эксперименты с природными объектами, учится делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
В завершении экспериментальной работы нами вновь была проведена диагностика экологической образованности детей и навыков наблюдения.
Были получены результаты, которые свидетельствуют о высоком уровне: у детей отмечается наличие элементарных экологических представлений и понятий о целостности окружающего мира; умение видеть, выделять и устанавливать экологические связи и зависимости, потребность к познанию окружающего мира; наличие экологически значимых ценностно-смысловых установок, потребность к общению с растениями и животными, экологически целесообразное взаимо-действии с ними.
В процессе организации наблюдения дети стали видеть объект наблюдения, активно высказывать предположения о существенных свойствах объекта наблюдения и их динамике. При участии воспитателя делают вывод. Дети стали действовать последовательно, планомерно. Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с воспитателем поясняют ход деятельности. Замечают неполное соответствие полученного результата гипотезы. Доводят дело до конца.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проделанная работа была эффективной. Подтвердилась гипотеза нашего исследования, цель достигнута, задачи решены.
Список литературы:
1. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования / В. А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2009. – 128 с.
2. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / Е. В. Михеева. – М. : Флинта, 2014. – 230 с.
3. Моисеева Л. В. Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства / Л. В. Моисеева, В. А. Зебзеева // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 110-117.
4. Моисеева А. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: исторический ракурс / А. Н. Моисеева, А. Н. Пересунько // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 16. – С. 524-526.
5. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2014. – 272 с.
7. Рыжова Л. В. Диагностика уровня развития дошкольника. Практикум для воспитателей образовательных дошкольных учреждений /Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ: МОУ ДО «ДЭБЦ им. Г. Н. Сагиль», 2015. – 78 с.