Астапущенко Анна
Опыт обучения второму иностранному языку в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опыт обучения второму иностранному языку в образовательной организации»
Учитель немецкого и английского языков
Астапущенко Анна Геннадьевна
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
В нашей школе немецкий язык изучают ребята с сентября месяца 2018 года по программе: «Немецкий – первый второй иностранный!». Английский язык – со 2 класса. Таким образом, в 5-м классе у нас созданы два лингвистических класса, на базе которых ребята могут изучать сразу два иностранных языка.
Публикация «Опыт обучения второму иностранному языку в образовательной организации» размещена в разделах
Психолингвистами давно установлен тот факт, что изучение двух иностранных языков – это отличная гимнастика для ума, которая позволит думать быстро, гибко, логично. Обширный словарный запас и развитие возможностей памяти. Процесс изучения новой лингвистической системы, логики, графики, лексики, грамматики развивает интеллектуальные способности.
Занимаясь изучением языков, мы развиваем мышление путём сравнения и анализа, внимание, память, творческие способности за счёт интенсивной умственной деятельности и, как следствие, повышаем успеваемость по всем школьным предметам. В своей работе я опираюсь на труды психолога Йеркса – Додсона, который сформулировал классический закон несколько десятилетий назад, он установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.
Я считаю, что в начале обучения иностранного языка, учитель может даже чему то не научить учащихся, а вот смотивировать на изучение данного предмета, он обязан. Ведь всем известно, что мотивированный ученик способен выучить и один и два и три языка, а не мотивированный вряд ли справится даже с одним.
Поскольку я учитель немецкого и английского языка, я имею возможность учить детей второму иностранному языку (в нашем случае это немецкий язык) на уже имеющейся у детей базе английского языка. Т. е. Уроки немецкого языка организовывались изначально путём погружения в язык, на уроках не используется русский язык для указаний и побуждения к действиям учеников. Я часто использую жесты и мимику, а в отдельных случаях английский язык. Например для перевода новых слов, на мой взгляд очень полезно использовать английский язык, так как в английском и в немецком языках есть очень много слов, звучание которых одинаково.
Существительные:
Немецкий Английский Русский
Das Haus hоusе дом
Der Bus bus автобус
Der Name name имя
Числительные:
neun nine девять
sechs six шесть
elf eleven одиннадцать
Прилагательные:
jung young молодой
gut good хороший
braun brown коричневый
Глаголы:
helfen help помогать
kommen come приходить
beginnen begin начинать
Совместно с ученицей 5 класса был разработан -немецко-английский словарь для 5 класса, в котором словарные единицы собраны по темам, немецкое слова имеет перевод на английский язык.
(слайд) Таким образом, для того, чтобы узнать значение немецкого слова, дети повторяют также это слово на английском языке. А в случае, если дети это слово на английском языке не знают, либо забыли, они вынуждены обращаться к обычному словарю и вследствие этого дети запоминают это слово не только на немецком языке, но и на английском. Данную работу на своих уроках я использую с третьей четверти, детям очень нравиться работать со словарями.
Очень важно, по моему мнению, и то, что учитель иностранных языков также является и классным руководителем лингвистических классов. Таким образом, полилингвальное образование накладывается также и на воспитательную работу.
(слайд) Эта работа начинается с малого. Оформление кабинета и классный угол на трёх языках : немецкий, английский, русский. Это поздравление именинников песнями на трех языках (Happy birthday, zum Geburtstag,с днём рождения тебя, это участие в общешкольных мероприятиях н-р: А ну, ка девочки. Ребята говорили название команды и девиз на немецком языке : unser Team – Wir sind Mdchen Adidas. Unser Motto – Adidas ist klasse, ist modern, romantisch und populr. А на рождественский концерт дети приготовили номер на английском языке.
Также на своих уроках, я использую формы интерактивного взаимодействия
- работу в парах, работу в группах;
Эти формы интреактивного взаимодействия известны всем давно, но форма подачи может быть конечно разной. Опыт мой работы учителем, даёт сделать вывод, что дети усваивают учебный материал гораздо лучше в движении. Такие образом. Работа в парах осуществляется не только в сухом упражнение по образцу, а также используя движения.
Слайд (спряжение глаголов)
Интерактивные методы обеспечивают положительную мотивацию, развитие спектра позитивных эмоций и чувств, обретение личностного смысла деятельности, применение новых смыслов в своей жизнедеятельности. Например, такие способы активизации познавательной деятельности, как интерактивные приемы «Продолжи фразу», «Цепочка ассоциаций», «Крестики-нолики».
- ролевая игра
Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Ролевая игра помогает развивать у детей языковую компетенцию. В результате театральной деятельности создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, увереннее в себе, дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи.
(слайд) вот один из примеров ролевой игры. Тема die Familie, дети иснсценируют сказку «Репка» на немецком языке. Такая форма работы помогает безболезненно, без зубрёшки выучить слова на тему «Семья», а также тренирует диалогическую речь учащихся.
- хоровая работа. Практически на каждом уроке я использую работу хором. Есть очень стеснительные дети в каждом классном коллективе, которые могут испытывать языковой барьер или просто боязнь говорить на иностранном языке. Так вот этот вид деятельности помогает нам справиться с этой проблемой, а так же на уроке дать возможность говорить каждому ученику, не смотря на то, что время урока ограничено. Этот вид работы помогает мне развивать монологическую речь учащихся. Здесь есть тоже множество вариантов, которые можно менять из урока в урок. Например: Мы читаем слова громко, затем с хлопком, затем тихо на ушко соседу. Либо это текст, который ребята прочитали хором, затем я убираю некоторые слова, а дети читают этот же текст, самостоятельно вставляя пропущенные слова, в результате текст убирается полностью, а дети проговаривают этот текст уже на память. Это бесспорно тренировка памяти и развитие чувства успеха у учащихся. В конце урока, как результат отдельные учащиеся рассказывают данный текс монологом.
(слайд)
- Я использую на занятиях работу с поговорками, скороговорками, пословицами, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка и убедиться еще раз, насколько богат родной язык. Их можно использовать на разных этапах усвоения речевого материала: как на этапе формирования и совершенствования навыков, так и на этапе развития умений диалогической и монологической речи, при работе с ними можно использовать различные иллюстрации.
(слайд) дети отчитывают скороговорки, мы закрываем уши и читаем вслух, не про себя. Таким образом мы создаем эффект лингафонного оборудования. Закрывая уши и проговаривая в слух, мы получаем возможность слышать себя, обращать внимание на свое произношение и ошибки. Это упражнение можно так же использовать как форму самоконтроля.
- Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора, ощущение сопричастности к другому народу, воспитывая в то же время гордость за свой народ и его язык.
Это тоже одна из самых эффективных форм работы на моих уроках. Я считаю, что когда дети читают стихи на иностранном языке, они безусловно развивают память, внимание, а также мотивацию. Работа с пенями, также благоприятно отражается на изучении языков. Во первых пение снимает стресс, когда дети поют, у них поднимается настроение и они чувствуют себя хорошо. А песня с движениями запоминается легче, нравится детям и помогает в овладении новым лексическим материалом.
- С точки зрения воспитания разные виды оценивания позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач. На уроках я применяю такие приемы, как комментирование оценки, обсуждение оценки с учащимися, оценивание учащимися друг друга, присутствует также словесная оценка учителя - одобрительные реплики.
- И самый немаловажный фактор в изучении иностранных языков, это конечно же внеклассная работа по предмету. Лингвистические классы в этом году четырежды участвовали в областных творческих фестивалях. Учитывая то, то мои ученики живут и учатся в сельской местности, для нас это участия равносильны праздникам. На равне с городскими школами, лицеями и гимназиями, мы инсценируем сказки, поём песни, читаем стихи, представляем культурные обычаи и традиции немецкого народа и занимаем призовые места. 2 грамоты с областного творческого фестиваля, 2 место в областном конкурсе «Немецкое подворье в Сибири», 1 место в номинации «Культурные особенности Баварии», а так же грамоты за участие в дистанционных творческих конкурсах и блиц-олимпиадах.
Систематическая работа по развитию мотивации, а также использование форм интерактивного взаимодействия на уроках, благоприятно сказывается на успеваемости учащихся. Не смотря на то, что изучение двух иностранных языков, влечёт за собой увеличение объёма домашних заданий, успеваемость по классам хорошая! Не только по немецкому языку, а по всем учебным предметам лингвистические классы показывают гимназический уровень. Обычно при переходе в среднее звено, дети, в период адаптации снижают % качества знаний, а нам удалось этого избежать. Таким образом, можно сделать вывод, что углубленное изучение двух иностранных языков абсолютно не наносит вреда учащимся, а наоборот способствует развитию внимания, памяти, учит детей сравнивать, анализировать. Дети социализируются, становятся любознательными. А повышение мотивации по средством участия детей в различных мероприятиях благоприятно сказывается на успеваемости.
Спасибо за внимание!