Виктория Саунина
Определение ведущей руки
▼ Скачать + Заказать документы
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все : где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.
Публикация «Определение ведущей руки» размещена в разделах
Рекомендуют использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:
• Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12—14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2—9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий. А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?
Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».
Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Задания:
1 Переплетение пальцев рук
2 «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди
3 Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Засекаем время. Просим поставить много точек на листе одной рукой. Затем другой.
Считаем количество точек и силу нажима.
Силу каждой рукиможно измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.
4 Нарисуй солнышко. Одной рукой. Другой.
5 Одновременно двумя руками нарисовать круг, квадрат, треугольник.
Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигурболее четкие, ровные, меньше тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
6 С закрытыми глазами одновременно двумя руками нарисовать круг, квадрат, треугольник
тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
7 вырезание ножницами рисунка по контуру.
8 развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины).
составление цепочки из скрепок.
9 выполнение вращательных движений - Поменять стержень в ручке.
10 На листе бумаги нарисованы точки. Проколоть их иголкой на время одной рукой и другой.
11 нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
12 Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
13 Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14 Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
15 «Мяч в цель». Броски одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч.
16 Построй колодец из палочек (спичек)
17 Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).
18 Достать бусинку ложкой из стакана.
19 Перелить воду из одного сосуда в другой.
20 Закрыть, открыть застежку-молнию.