Татьяна Георгиевна Кантур
Определение уровня речевой симптоматики ребенка с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлена инновационная опытно-проектная деятельность в дошкольном учреждении для детей с ТНР, с использованием авторизованной, иллюстративной методики обследования. Обоснование актуальности применения диагностического материала, краткие рекомендации по созданию проекта и внедрения в практику.
Ключевые слова: проект, разработка, защита, внедрение в коррекционный процесс, диагностика, изучение и исследование, обследование, авторизованная иллюстративная методика.
Публикация «Определение уровня речевой симптоматики ребенка с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с различными нарушениями речи. Основными причинами, способствующими этому, считается, увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, психологического климата в некоторых семьях, равнодушие многих родителей детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи существует система специальных дошкольных учреждений. Каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям. Наш инновационный проект ещё раз доказывает, что такая иллюстративная методика с бальной оценкой позволила более точно сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). Уникальность этой методики заключается в подборе огромного количества иллюстративного материала в виде сюжетных картин, предметных картин, схем выполнения пальчиковой, артикуляционных упражнений, подробным описанием заданий, инструкций, образца ответа, разработанными диагностическими картами по десяти разделам, речевой картой, речевым профилем ребёнка. Инновационный проект, иллюстративная методика обследования может быть использована при проведении диагностики,обследования, индивидуальных занятий с использованием ИКТ- учителями-логопедами, при обследовании неречевых психических функций-педагогом психологом,для пополнения креативно-речевого центра и создания картотеки воспитателями.
Творческий вид деятельности позволил нам достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное- раскрыть возможности для педагогического творчества.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующий противоречиями между :
В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме, без учёта особенностей детей (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т. д.) В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка. Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей. Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития, определение прогноза, реальных потребностей ребёнка, не могут быть использованы для изучения динамики, планирования и организации коррекционно-образовательной работы. Существующая ситуация не удовлетворяет, её надо изменить. Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы разработки, использовании авторизованной иллюстративной методики обследования, которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады, группы компенсирующей и комбинированной направленности.
Поэтому - управление проектирование предполагает : Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации, обеспечение прохождения четырё х стадий : 1. Организация проектирования (сформировать цель, задачи) 2. Разработка проекта (организовать, спланировать деятельность) 3. Реализация проекта (оказание практической помощи, контроль за осуществление проекта) 4. Оценка результатов и последствий реализаций, защита и внедрение проекта (презентация). Ожидаемые результаты : разработка и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы: учесть особенности детей ОНР 2,3,4 уровень речевого развития ; создать красочный иллюстративный материал систематизируя его по 10 разделам ; сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном, качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку) ; спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования (составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года), показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг, динамика) ; вычислить суммарные индексы по каждому из разделов, и за все 10 разделов, на каждого ребёнка индивидуально ; включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки, которые, помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % ; установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику ; на основании речевого профиля, диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с перечислением
всех номеров, заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР 2, 3, 4 уровень) : осуществить индивидуальный подход ; разработать диагностические карты по 10 разделам, которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных, которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий ; составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики ; создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания, которая позволит, не только сделать оценку каждого задания, но и подвести общий балл, уровень успешности, по каждому из 10 разделов. Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу -составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей ; выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка, сравнить его результаты с результатами других детей; учесть, что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка, но и часто его судьба ; снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора. Цель проекта: Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе. Познакомить коррекционных педагогов с алгоритмами действий при создании авторизованной иллюстративной методики обследования.
Задачи: №1Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе ; №2 Создание и подбор иллюстративного материала ;№ 3 разработка 5 - ти балльной
системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным ; № 4разработать авторизованную методику обследования, создать диагностические задания по всем разделам, разработать специальные критерии оценки в соответствии с возрастными особенностями детей; №5 Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания, провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести суммарную оценку по каждому из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий методики. Определить уровень успешности ; №6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития, начала и конец учебного года ;№7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений ОНР 2 ,3,4, уровень, многоуровневое логопедическое заключение ;№8 Авторские, программно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений.
Данный проект может быть использован при обследовании дошкольников с речевыми нарушениями для установления логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля, составление индивидуального коррекционного маршрута и отслеживание динамики речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.
Обследование один из важнейших этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников; даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики; дает возможность составить индивидуальный профиль речевого нарушения и составить индивидуальную программу по исправлению и коррекции ; является важным этапом коррекционной работы. От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении; обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач. Разработка диагностических карт последующим разделам : 1)Изучение исследование сформированности артикуляционной моторики. 2) произносительной стороны речи. 3) звуковой стороны слова4) фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу5) звуко –слоговой структуры слова. 6) импрессивной и экспрессивной речи. (словарь) 7) грамматического строя речи. 8) связанной речи. 9) тонкой моторики кистей и пальцев рук. 10) неречевых психических функций.
Характеристика диагностического материала. Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л. С. Выготским и развитых другими исследователями (С. Я. Рубинштейн, 1970 ; А. Р. Лурия, 1973, 1979 ; А. Н. Леонтьев, 1965 и др.) : принцип системного изучения ; принцип комплексного подхода ; принцип динамического изучения (базируется на концепции Л. С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ; -принцип качественного анализа результатов обследования. При разработки авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента «(А. Я. Иванова, 1976 ; И. Ю. Левченко, 2000 и др.) Прежде, чем проводить обследование ребё нка необходимо : изучить медицинскую документацию ; уточнить сведения о его раннем речевом развитии. Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии. Инновационная опытно - проектная деятельность внесена в региональный банк передового педагогического опыта Краснодарского края.
Список литературы:
1. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб. : 2004г.
2. Власенко И. Т., Чиркина Г. В. методы обследования речи детей М;1992
3. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Монография. М; 2003г.
4. Левченко И. Ю. Патопсихология. Теория и практика. М; 2000г М: Издательство/АСАДЕМА/2000.
.